26 мая 1926 года родился Майлз Дэвис — не только величайший из джазовых умов, но и автор одного из лучших саундтреков в истории кинематографа. Вспоминаем его — и еще девять примеров киномузыки, без которых немыслимы ни кино, ни музыка.
«Лифт на эшафот» (Ascenseur pour l’échafaud)
Дэвис познакомился с режиссером «Лифта на эшафот», 25-летним на тот момент Луи Малем, в парижском джазовом клубе — и вскоре засел в студию с еще четырьмя музыкантами, чтобы без особой подготовки сымпровизировать целый саундтрек. Результат — революционная работа, возведшая медитативную драму Маля в ранг классики и во многом предвосхитившая некоторые из канонических записей самого Майлза.
«Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s)
На другом полюсе киномузыкального диапазона — легкомысленный симфонический джаз, которым щеголяет в «Завтраке у Тиффани» протеже Гленна Миллера Генри Манчини. Особенно ему (и автору текста Джонни Мерсеру, и исполнившей ее Одри Хепберн) удалась «Moon River» — изумительная вещь, награжденная песенным «Оскаром» и катапультировавшая саундтрек в альбомный чарт Billboard, где он задержался почти на два года.
«Хороший, плохой, злой» (Il buono, il brutto, il cattivo)
Никто не сделал для популяризации и легитимизации «прикладной» (как ее называл он сам) музыки больше, чем маэстро Эннио Морриконе. Его колоссальное влияние распространяется и на саундтреки, и на полдюжины самостоятельных жанров, но самыми узнаваемыми работами итальянца остаются его коллаборации с Серджио Леоне во главе с финалом (он же — приквел) «долларовой трилогии» спагетти-вестернов о Человеке без имени (Клинт Иствуд).
«Шафт» (Shaft)
«Низкий» жанр blaxploitation стал в начале 1970-х на редкость плодотворной почвой для новых побед титанов фанка и соула. Свои главные альбомы и песни записали, работая над так себе фильмами, Марвин Гей и Кертис Мейфилд — но, пожалуй, больше всех по этой части преуспел Айзек Хейз. Его дебют в киномузыке блестяще объединил два доселе параллельных друг другу подхода к ее сочинению (композиторский и песенный) и принес Хейзу «Оскар» за лучшую песню.
«Париж, Техас» (Paris, Texas)
Много лет спустя аукается то тут, то там и работа, проделанная в «Париже, Техас» Раем Кудером. Роуд-муви Вима Вендерса впечатлило многих музыкантов: его называл своим любимым фильмом Курт Кобейн, а U2 он вдохновил на создание бестселлера «The Joshua Tree». Наверняка не последнюю роль сыграла в этом гипнотическая слайд-гитара Кудера, врезающаяся в память едва ли не больше, чем роли Гарри Дина Стэнтона и Настасьи Кински (хотя, казалось бы, куда уж).
«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction)
Компиляция песенного саундтрека — отдельное искусство, и никто не овладел им так, как Квентин Тарантино. Для режиссера-самоучки школой стали видеопрокат, где он когда-то работал, и коллекция пластинок, которые он собирает всю жизнь, отчего большинство саундтреков к фильмам Квентина напоминают тщательно сконструированные, вызывающе эклектичные микстейпы. Лучший из них — это по-прежнему «Криминальное чтиво».
«Амели» (Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain)
Мало каким саундтреком можно озвучить не только фильм, но и город — да еще такой кинематографичный, как Париж. Но малоизвестному на тот момент бретонскому композитору Яну Тьерсену, вооружившемуся аккордеоном, фортепиано и целым арсеналом «игрушечных» инструментов (а также избранными песнями с его ранних альбомов), удалось именно это — вдохновляясь милыми чудачествами Амели Пулен, наделить своим звуком открыточный Монмартр.
«Трудности перевода» (Lost in Translation)
София Коппола — еще один режиссер, чьи фильмы отличаются превосходным музыкальным вкусом, даже если сами они при этом не очень. Что уж говорить о «Трудностях перевода» — одном из лучших фильмов этого века с саундтреком под стать его репутации: обычные подозреваемые вроде Air и Phoenix тут соседствуют с классикой шугейза, оригинальной музыкой фронтмена My Bloody Valentine Кевина Шилдса и неотразимо поющим мимо нот Биллом Мюрреем.
«Нефть» (There Will Be Blood)
Другой из лучших фильмов этого века с музыкой тоже не промахнулся: величественный и зловещий саундтрек Джонни Гринвуда стал началом его — и всей группы Radiohead — прекрасной дружбы с режиссером Полом Томасом Андерсоном, но ничего мощнее Гринвуд пока так и не написал. «Нефть» вошла в историю орденоносным драматическим бенефисом Дэниела Дей-Льюиса — и тем, что ее инновационный саундтрек остался без оскаровской номинации.
«Социальная сеть» (The Social Network)
Что ж, по крайней мере, академики не упустили шанс наградить еще один переписавший голливудские законы саундтрек — захватывающий, изобретательный дарк-эмбиент Трента Резнора и Аттикуса Росса (Nine Inch Nails), без которого невозможно представить снятую Дэвидом Финчером драматизацию возникновения Facebook. С тех пор их звучание пытались скопировать многие, но на уровень «Социальной сети» периодически посягают только сами Резнор и Росс.
26 мая 2021