10 вещей, которые нужно знать о гобеленах

Фото №1 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах

Фото №1 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах

1

Гобелен, или же шпалера, — это тот же ковер, но безворсовый и предназначенный для размещения на стене. История ковроткачества насчитывает почти четыре тысячи лет, но тип шпалеры, которые мы привычно называем гобеленами, появился в XIV веке на севере Франции и во Фландрии. Само слово «гобелен» закрепилось за шпалерами в XVII веке — по названию одной из самых известных французских мастерских, которую создали братья Гобелены.

2

Гобелен часто относят к объектам декоративно-прикладного искусства, а процесс их создания — к ремеслам. Однако это неправильно. На самом деле гобелены — объекты монументального искусства, меняющие и формирующие образ пространства так же, как фрески или мозаика. С самого начала гобелены были «статусными» изделиями и украшали дворцы королей и епископов. Сложность ткачества, высокий уровень образования и квалификации мастеров делали гобелены доступными лишь для представителей высшего общества. И по сей день гобелен остается ценным подарком, достойным короля или президента.

Фото №2 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах

Фото №2 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах
Федор Львовский. «Аккорды мироздания». 2016.

3

Благодаря особенностям материала и объемному характеру «полотна» гобелен в интерьере выглядит и ощущается иначе, чем обычная живопись — он придает помещению «новое измерение» и особую глубину.  

4

Настоящий гобелен всегда соткан вручную и уникален. При покупке гобелена нужно соблюдать осторожность — подавляющее большинство представленных на рынке предметов — это вовсе не гобелены, а изготовленные машинным образом жаккардовые ткани. Такие «подделки» производят не только в Китае, но и во Франции и Бельгии, даже на мануфактурах с историей.

Фото №3 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах

Фото №3 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах
Альбина Воронкова. «Энергия». 1966.

5

Настоящий гобелен отличается несколькими важными признаками: художественным содержанием, тонкостью исполнения (количество нитей основы на 10 см — 20 нитей это хороший минимум, 40 — уже очень много), ткацкими приемами, подчеркивающими границы изображения — фактуру, переходы цвета; многообразием оттенков — их может быть до 200. Такое многообразие оттенков возможно именно из-за технологии, по которой ткутся гобелены.

6  

В Россию гобелены пришли из Франции в начале XVIII века при Петре I. С самого начала русские мастера перенимали самые тонкие и сложные навыки ткачества, позволяющие создавать даже портретные шедевры. Так было положено начало русской школе ткачества — порядка 100 шедевров того времени хранится в Эрмитаже.

Олег Емельянов. «Тишина». 2014.

Олег Емельянов. «Тишина». 2014.
Олег Емельянов. «Прогулка», 2014.

7   

У русских (советских) гобеленов ХХ века есть особенность. В практике европейских мануфактур существует разделение между художником, создавшим эскиз, и ремесленником-ткачом, который воплощает его замысел. Эскиз может создать даже никак не связанный с мануфактурой художник — например, именно так создавались «гобелены по эскизам Пикассо». В России ХХ века появились мастера-ткачи, выросшие из художников и лично создававшие тканые версии своих эскизов. Их манера ткачества отличается собственным почерком, особыми приемами, сравнимыми с техникой живописи. Это делает русские авторские гобелены ХХ века абсолютно уникальными и повышает их художественную ценность. При этом цены на выдающиеся работы в России пока в два-три раза ниже, чем на сопоставимые по уровню западные полотна на выставках BRAFA и TEFAF.

Сергей Гавин. «Фуга». 2015.

Сергей Гавин. «Фуга». 2015.
Сергей Гавин. «Фуга». 2015.

8    

После распада СССР гобеленовое искусство в России пришло в упадок — распались сложившиеся мастерские, упала популярность гобеленов в интерьере. Однако сейчас этот уникальный жанр переживает новый подъем: в Царицыно проходит триеннале текстильного искусства и современного гобелена, коллекционеры и галеристы обратили свое внимание на предмет. В настоящее время самая полная и интересная коллекция гобеленов представлена в Atelier Choutko: галерея не только собирает работы и представляет текстильных художников, но и имеет собственные ткаческие мастерские, где в соавторстве с известными художниками (Ольгой Солдатовой, Сергеем Пахомовым, Гошей Острецовым и другими) создаются штучные уникальные новые гобелены.

9   

Старейший из сохранившихся европейских гобеленов — так называемый «Гобелен Апокалипсиса»: стометровое полотно со сценами из Книги Откровений, созданное во время Столетней войны (в 1377–1382 годах). Сейчас хранится в Musee de la Tapisserie в Анжере.

Фото №4 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах

Фото №4 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах
«Гобелен Апокалипсиса». Фрагмент.

10

Самый дорогой современный гобелен в мире на сегодняшний день — работа Алигьеро Боэтти (1940 — 1994). Этот итальянский художник много работал вышивкой и ткачеством, создавая композиции на тему алфавита и географических карт. Его работа из серии «Карты» в 2015 году была продана на аукционе за $ 1 805 000.

Фото №5 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах

Фото №5 - 10 вещей, которые нужно знать о гобеленах
Алигьеро Боэтти. Mappa, 1983.
VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.