116 лет со дня рождения Исаму Ногучи

Исаму Ногучи, дизайнер и скульптор

№1

Исаму Ногучи (Isamu Noguchi) родился 17 ноября 1904 года в Лос-Анджелесе в интернациональной творческой семье. Его отцом был известный японский поэт Ёнэдзиро Ногучи, а матерью — американская писательница Леони Гилмор. Детство он провел в Японии, где жил с матерью с 1906 по 1917 гг., а в 14 лет вернулся в США и закончил среднюю школу уже под именем Сэм Гилмор. Как рассказывал сам художник, «детство у меня было типично японское, а взросление — типично американское».

Поэт Ёнэдзиро Ногучи

Писательница и журналист Леони Гилмор

№2

После колледжа Сэм Гилмор собирался стать врачом и даже поступил в Колумбийский университет на медицинский факультет. Однако довольно быстро увлекся живописью и скульптурой, забросил медицину и переименовался в Исаму Ногучи. С этого времени он полностью посвятил себя искусству.

Исаму Ногучи за работой в студии, 1924 г.

№3

В 1927 году Исаму Ногучи получил стипендию Гуггенхайма и на два года уехал учиться в Париж, где некоторое время работал учеником у известного скульптора Константина Бранкузи (Constantin Brancusi).

Ранние эскизы Исаму Ногучи, ок. 1933 г.

Ранние эскизы Исаму Ногучи, ок. 1933 г.

№4

Всю свою творческую жизнь Исаму Ногучи стремился соединить в своих произведениях западную культуру с традиционными восточными техниками и философией. В США и Париже он постигал современное искусство, в Пекине изучал традиционную китайскую живопись тушью и кисточкой, в Японии учился у мастеров работать с керамикой и глиной и восхищался красотой буддийских садов камней.

Исаму Ногучи в студии, ок 1946 г.

№5

Самым известным дизайн-объектом Исаму Ногучи считается журнальный столик Noguchi Coffee Table, который сам дизайнер считал своей лучшей работой. Этот объект состоит из трех геометрических фигур: каплевидной прозрачной стеклянной столешницы и двух ножек из дерева — и больше похож на очередную скульптуру Ногучи, чем на простой предмет интерьера. Столик был создан в 1944 году и изначально задумывался как подарок сестре на день рождения. В Америке его выпускается компания Herman Miller, с 2002 года права на издание этой модели в Европе принадлежат швейцарской марке Vitra. Noguchi Coffee Table входит в постоянную экспозицию Vitra Design Museum.

Журнальный столик, дизайн Исаму Ногучи, 1944, Vitra

№6

Мало кто знает, что прообразом Noguchi Coffee Table служил другой столик — Anson Conger Goodyear Table, созданный несколькими годами ранее для тогдашнего президента MoMA. Прототип был еще больше похож на арт-объект и имел массивное основание из розового дерева в виде сюрреалистической фигуры в духе картин Сальвадора Дали.

Журнальный столик Anson Conger Goodyear Table, дизайн Исаму Ногучи, 1939

№7

В 1951 году Исаму Ногучи придумал серию «световых скульптур» Akari Light Sculptures: это были напольные, настольные, подвесные светильники с бумажными абажурами ручной работы, созданными по традиционным японским технологиями. «Резкость электрического света возвращается с помощью магии бумаги к своим истокам и первооснове всего света — Солнцу», — говорил про эту работу Ногучи. В настоящее время светильники выпускаются компанией Vitra.

Исами Ногучи и Akari Light Sculptures

№8

Журнальный столик Noguchi Coffee Table обладает близким сходством не только со скульптурными объктами Ногучи, но и с его театральными работами — декорациями для балетов Марты Грэм (Martha Graham), с которой художник активно сотрудничал с начала 1940-х годов.

Декорации Исаму Ногучи к балетным поставновкам Марты Грэм.

Марта Грэм в балете Cave Heart с декорациями Исаму Ногучи, 1946.

Марта Грэм и Мэй О`Доннелл в балете Herodiade с декорациями Исаму Ногучи, 1944.

№9

В 1950-е — 1980-е годы Исаму Ногучи становится востребованным ландшафтным дизайнером и дизайнером городской среды. В 1952 году он проектирует мемориальный сад, посвященный отцу, после чего японский архитектор Кэндзо Тангэ приглашает его принять участие в проекте «Парк Мира» — мемориала жертам атомной бомбы в Хиросиме. Для него Ногучи спроектировал два моста. Среди самых известных его ландшафтных проектов: японские парки для корпорации Connecticut General Life Insurance Company (1956—1957), парк UNESCO в Париже (1956–1958), парк скульптур Билли Роуз в Иерусалиме (1960—1965), Бэйфронт-парк в Майами (1978), парк музея Домон-Кэн в Сакате (1984) и парк Moerenuma Park в Саппоро, который он завершил незадолго до смерти в 1988 году.

«Сад камней» Sunken Garden на Манхеттене в Нью-Йорке, 1946.

Moerenuma Park в Саппоро.

№10

Подробный гид по работам Исаму Ногучи можно найти на сайте www.noguchi.org/noguchi/works/worldwide

Скульптура «Красный куб» на Манхеттене, дизайн Исаму Ногучи.
VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.