18 ответов на самые популярные вопросы о вакцинации от коронавируса

1. Правда, что вакцины от COVID‑19 «сырые» и их вывели на рынок, не успев доработать?

Неправда. Да, вакцины от коронавируса создавались в ускоренном режиме. Однако это совершенно не значит, что их можно называть недоработанными.

SARS‑CoV‑2 далеко не первый опасный коронавирус, с которым сталкивается человечество. Как минимум многие помнят знаменитую атипичную пневмонию, напугавшую мир в 2002 году, — её спровоцировал вирус SARS‑CoV, близкий родственник нынешнего варианта. Почти столь же знаменит МERS‑CoV, возбудитель ближневосточного респираторного синдрома, вспышка которого произошла в 2015‑м.

К тому, что один из многочисленных респираторных вирусов неизбежно приведёт к пандемии, наука готовилась годами.

Правда, под наибольшим подозрением были вирусы гриппа. Поэтому медицина набила руку в основном на создании противогриппозных вакцин. Но коронавирусов наработки тоже касаются.

Так, технологии создания прививок на основе мРНК изучаются уже более 10 лет . Именно этот факт позволил сравнительно быстро выпустить препараты Мoderna и Pfizer.

Опыт разработки векторных вакцин (именно к ним относятся AstraZeneca и «Спутник V») вообще исчисляется десятилетиями . Их основу составляет «вектор» — безопасный вирус‑носитель, который доставляет в клетки кусочек генетического материала опасного вируса. Таким образом организм знакомится с новой инфекцией и может быстро сформировать иммунитет к ней.

До начала пандемии исследовательский центр имени Н. Ф. Гамалеи, производитель «Спутника V», много лет разрабатывал векторные вакцины — например, против лихорадки Эбола . Когда появился коронавирус SARS‑CoV‑2, препарат против него был создан по уже проверенным технологиям.

Резюме: те вакцины против COVID‑19, которые используются в мире сейчас, по факту разрабатывались годами. Их нельзя назвать принципиально новыми.

2. На людях проверять противоковидные вакцины начали недавно. Где гарантии, что у них нет побочных эффектов, которые проявятся через несколько лет?

Различные векторные вакцины, а их десятки, используются в мире с 1970‑х. Их действие и побочные эффекты, в том числе долговременные, хорошо изучены . А сами препараты этого типа признаны безопасными.

В целом же многолетний мониторинг различных вакцин показывает : долговременные побочные эффекты если и возникают, то, как правило, в течение 6 недель после укола. Исходя из этого, более чем достаточно понаблюдать за привитыми людьми в течение пары месяцев после процедуры, чтобы сделать вывод о безопасности препарата.

С начала 2021 года вакцину против COVID‑19 получили миллионы людей. По данным американских Центров контроля и профилактики заболеваний (CDC), долгосрочных побочных эффектов не обнаружено .

3. Это вы про Америку. А безопасны ли российские вакцины?

Если говорить конкретно о «Спутнике V», то его безопасность подтверждена в ходе третьей фазы клинических исследований. Её результаты опубликованы в авторитетном медицинском журнале The Lancet. Согласно им, в 94% случаев побочные эффекты после вакцинации были лёгкими и проходили в течение пары дней. Оставшиеся 6% сомнительны: не факт, что реакция была связана непосредственно с вакциной, ведь серьёзные нежелательные явления фиксировались в том числе и у участников из группы плацебо — то есть тех, кому вкололи не «Спутник V», а пустышку.

К сожалению, по другим зарегистрированным в РФ вакцинам — «КовиВак» и «ЭпиВакКорона» — официальных данных о безопасности пока нет.

4. Я читал, что статью про «Спутник V» в The Lancet раскритиковали. Значит, вакцина всё-таки плохая?

Нет, это означает лишь то, что неидеальна сама статья. В ней есть информационные пробелы. К ним и предъявляются основные претензии .

Автор критических замечаний, итальянский борец со лженаукой Энрико Буччи, обнаружил, что в материале о результатах третьей фазы клинических испытаний «Спутника V» не хватает информации о том, как именно они проводились. А полный протокол исследований, который предоставил бы возможность любому учёному найти эти данные самостоятельно, так и не был опубликован. Всё это не позволяет сверить и оценить приведённые в статье показатели эффективности вакцины.

Однако отсутствие протокола в открытом доступе ещё не означает, что его нет. В последние несколько месяцев ВОЗ и Европейское агентство лекарственных средств (ЕМА) изучают «Спутник V», чтобы принять решение о том, можно ли использовать вакцину на территории Евросоюза и по всему миру. Этот процесс даже не начался бы, если бы учёные не предоставили регуляторам полный комплект документов.

5. Подождите, но ведь официально зафиксированы смерти после прививок — например, от тромбоза. Хотите сказать, это ложь?

Нет. После прививки рядом векторных вакцин (в частности, речь об AstraZeneca и Johnson & Johnson) действительно встречались случаи тромбоза. Информация о них даже вынудила некоторые страны на время прекратить вакцинацию этими препаратами.

Однако расследование показало, что тромботические осложнения крайне редки: не более 13 случаев на миллион привитых. К тому же не удалось установить чёткую причинно‑следственную связь между вакциной и тромбозами. Поэтому препараты вернулись на рынок. Медики решили, что преимущества от их применения значительно превышают микроскопический и недоказанный риск.

Что касается векторного «Спутника V», то случаев тромбоза после его применения не было. Об этом заявляет и Росздравнадзор, куда стекаются данные обо всех побочных эффектах после вакцинации, и минздравы других стран , закупивших препарат. Сомнение высказала лишь Аргентина: её регулирующие органы сообщили о двух случаях тромбоцитопении среди почти 1,5 миллиона вакцинированных. Но данных слишком мало, чтобы говорить о том, насколько это связано с введением препарата и какова возможная частота подобных осложнений.

Более подробная информация по теме может быть предоставлена ВОЗ и ЕМА, которые должны принять решение о регистрации «Спутника V».

6. Я слышал, что вакцины могут изменить человеческую ДНК. Это правда?

Нет. Вакцины от COVID‑19 чисто физически не могут ни изменить вашу ДНК, ни даже взаимодействовать с ней.

Векторные вакцины типа «Спутника V» и препараты на основе мРНК доставляют в клетки образец коронавируса в виде кусочков его генетического материала. Таким образом наш организм знакомится с патогеном и начинает вырабатывать защиту от него.

Но кусочки генетического материала вируса ни при каких обстоятельствах не могут попасть в ядро клетки, где хранится ДНК.

7. Некоторых людей не вакцинируют. Например, детей и подростков. Значит, прививка всё же опасна?

Нет, всё не так. Это означает лишь, что учёные пока не знают, как вакцина влияет на детей и подростков. Вакцины против COVID‑19 разрабатывались быстро. У производителей не было времени и возможности охватить испытаниями людей всех возрастов, поэтому исследователи для начала сосредоточились на самой массовой и уязвимой перед коронавирусом категории — взрослых.

Но сейчас дело дошло и до групп, которые в первоначальных клинических испытаниях не участвовали. Так, в США и в РФ уже стартовали или вот‑вот начнутся исследования с участием подростков.

8. Правда ли, что вакцина сама может вызвать COVID‑19?

Ответ категоричен: это ересь. Ни одна из зарегистрированных в мире вакцин не содержит в себе «живой», то есть активный вирус. При всём желании препарату нечем вас заразить.

9. Вакцины не работают. Я знаю людей, которые заразились после прививки. Что скажете на это?

Вопрос терминологии. Заражение — это проникновение вируса или другого патогена в организм человека. В этом плане от заражения не застрахован никто: если вокруг вас есть источники инфекции, она может попасть в организм и никакая вакцина этому не помешает. У прививок другая задача.

Их эффективность, как правило, оценивают по двум параметрам:

  1. Насколько вакцина снижает риск появления симптомов болезни после инфицирования. Вы можете заразиться, но даже не заметить этого: знакомый с вирусом иммунитет быстро отобьёт атаку. Задача прививки — повысить вероятность именно такого исхода встречи с патогеном.
  2. Насколько вакцина снижает риск госпитализации и смерти. Даже если у вас возникли симптомы, они могут быть лёгкими и вы перенесёте COVID‑19 как обычную ОРВИ. А могут стать тяжёлыми, угрожающими жизни. Прививка должна натренировать иммунитет так, чтобы он успел остановить болезнь на лёгкой стадии.

Если взять наиболее изученную российскую вакцину — «Спутник V», то она уменьшает риск появления симптомов на 91,6%. А вероятность того, что заболевание перерастёт в тяжёлую форму, и вовсе снижается на 100% — правда, это предварительный результат.

Резюме: заразиться после прививки действительно можно, хоть вероятность этого и невелика. Но вакцина почти наверняка защитит вас от тяжёлого течения болезни.

Кстати, ситуацию, когда симптомы болезни появляются у привитого человека, медики называют «прорывом вакцины». Такие прорывы случаются тем чаще, чем ниже коллективный иммунитет. Это объяснимо: если заражённых людей вокруг вакцинированного слишком много, вирусная нагрузка на организм возрастает и его защитная система, даже знакомая с патогеном, не успевает вовремя отразить удар.

10. Израиль привит почти весь, Великобритания — более чем наполовину, а у них опять полно заболевших. Это значит, коллективный иммунитет не спасает?

Нет, не значит. Во‑первых, в обеих странах вспышка вызвана новым штаммом коронавируса — вариантом дельта. Вакцины, созданные против штамма альфа, то есть исходного SARS‑CoV‑2, могут быть менее эффективными против видоизменившегося вируса.

Во‑вторых, важно не столько количество заболевших — то есть людей с симптомами, сколько количество госпитализированных и умерших. А таких крайне мало.

Например, в Израиле на 30 июня ежедневно фиксировали более 200 новых случаев COVID‑19. Но при этом смертность среди заболевших стремится к нулю, а из почти 900 пациентов с активной стадией коронавирусной инфекции в тяжёлом состоянии находятся лишь 26.

Это значит, что и вакцины, и коллективный иммунитет работают.

11. Кстати, про новый штамм. Где гарантии, что вирус не продолжит мутировать и вакцина не станет бесполезной?

Гарантий действительно нет. Вирус очень изменчив, так что новые штаммы, скорее всего, будут появляться регулярно.

Именно поэтому учёные и политики обсуждают вероятную необходимость ревакцинации. Например, прививку станут повторять раз в год. Как давно происходит с препаратами против гриппа.

12. У меня была аллергическая реакция раньше, я боюсь прививаться. Что делать?

У каждой из зарегистрированных в РФ вакцин есть противопоказания к применению. Они описаны в инструкциях к препаратам.

Тяжёлая аллергическая реакция (анафилаксия, отёк Квинке) в прошлом — однозначное противопоказание для введения всех трёх средств: «Спутник V» («Гам‑КОВИД‑Вак» ), «КовиВак» и «ЭпиВакКорона» .

Если у вас есть любое из противопоказаний, обратитесь к терапевту: врач выпишет вам медицинский отвод. Этот документ выдаётся в виде справки.

13. А вдруг после прививки мне станет плохо?

Действительно, у вакцин есть возможные побочные эффекты. Они подробно описаны в инструкциях к каждому конкретному препарату. Но в абсолютном большинстве случаев прививка переносится легко, а реакции включают в себя максимум вот что:

  • Симптомы, похожие на грипп: повышение температуры, озноб, головная и мышечная боль, слабость. Чтобы облегчить самочувствие, рекомендуется принять один из безрецептурных нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), например на основе ибупрофена или ацетилсалициловой кислоты.
  • Болезненность, покраснение кожи и лёгкий отёк в месте инъекции. В этом случае помогут антигистаминные средства.

Чаще всего побочные эффекты развиваются в первые два дня после прививки и длятся не дольше трёх дней.

У небольшого числа людей после вакцинации может возникнуть тяжёлая аллергическая реакция — анафилаксия. Но это случается редко.

В целом анафилаксия может произойти после любой прививки, не только от COVID‑19. В больницах для таких случаев есть лекарства, которые помогут быстро и эффективно остановить нежелательную реакцию. Кстати, именно поэтому после введения вакцины вам обязательно предложат посидеть 25–30 минут возле кабинета врача, чтобы проконтролировать ваше состояние.

14. Предусмотрена ли компенсация, если после прививки возникнут более серьёзные осложнения?

Да, компенсация возможна на общих основаниях. Они описаны в Федеральном законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Но выплаты за, например, высокую температуру вы не получите. Осложнениями считаются лишь тяжёлые и (или) стойкие нарушения здоровья, которые развились вследствие прививки. К ним относятся :

  • генерализованная инфекция ;
  • тяжёлые генерализованные аллергические реакции;
  • анафилактический шок;
  • энцефалит;
  • поражения ЦНС (центральной нервной системы);
  • хронический артрит (может возникать после прививки от краснухи).

Этот перечень закрытый. То есть право на компенсацию у вас появится лишь в том случае, если возникшее осложнение включено в список. Другие варианты не учитываются.

Чтобы претендовать на выплату, обязательно записывайте все нестандартные побочные реакции, которые не указаны в инструкции к препарату, и требуйте, чтобы терапевт своевременно вносил их в вашу историю болезни. Кроме того, настаивайте , чтобы врач сообщил о поствакцинальных осложнениях в Росздравнадзор. Все подобные уведомления фиксируются, и производитель сможет отследить побочные эффекты, которые прошли незамеченными при первых исследованиях вакцины.

Сообщить в Росздравнадзор о том, что у вас возникли необычные проявления после прививки, вы можете и самостоятельно — на сайте Npr.roszdravnadzor.ru или отправив имейл по адресу pharm@roszdravnadzor.ru.

Со списком необходимых документов и сроками получения выплат (10 тысяч рублей единовременно и до 1 500 рублей ежемесячно) можно ознакомиться на «Госуслугах» .

15. Хочу дождаться нормальной вакцины, а не прививаться отечественными. Когда можно ожидать Мoderna или Pfizer?

Информации о том, когда эти вакцины появятся (и появятся ли вообще) на российском рынке, нет.

В то же время отечественный «Спутник V» одобрен для применения в 60 странах мира. Так что считать, что он чем‑то хуже препаратов, которые применяются в США и Европе, безосновательно.

16. Я уже переболел, у меня есть антитела. Зачем прививаться?

Действительно, есть оптимистичные данные , что иммунитет после перенесённого заболевания сохраняется не менее 12 месяцев. А возможно, способен длиться даже годами.

Ключевое слово тут — «возможно». Ранние исследования показывают , что уровень антител быстро падает в течение первых месяцев после болезни. А затем начинает снижаться медленнее, однако не факт, что обеспечивает защиту от COVID‑19.

Если судить по другим известным коронавирусам, то повторное заражение становится возможным в среднем через 6–12 месяцев. Это может относиться и к SARS‑CoV‑2.

Пока учёные не разобрались с естественным иммунитетом, представители доказательной медицины полагают , что единственный действительно эффективный способ защитить себя от инфекции — сделать прививку.

Идти на процедуру сразу после перенесённого COVID‑19 не стоит. Но Роспотребнадзор, например, рекомендует вакцинироваться спустя несколько месяцев после болезни. А эксперты Британской национальной службы здравоохранения и вовсе считают , что прививаться можно через 28 дней после получения положительного теста на COVID‑19 или появления первого симптома.

17. Я переболел год назад, но у меня до сих пор остались симптомы. Не опасна ли прививка при хроническом COVID‑19?

С точки зрения доказательной медицины хронический COVID‑19 не является противопоказанием для вакцинации. Это значит, что прививка точно не ухудшит ваше состояние.

18. А могу я просто отказаться от прививки?

Конечно, можете. Вакцинация сугубо добровольная процедура.

Прививка условно обязательна лишь для некоторых категорий граждан. В частности, в Москве её обязаны сделать те, кто занят в сфере обслуживания и любых организациях, предполагающих «живые» контакты с людьми. От вакцинации можно отказаться, но в этом случае сотрудника не допустят на рабочее место.

Впрочем, такой человек, как сообщил Дмитрий Песков, всегда может сменить работу.

Читайте также 🦠😷💉

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.