На ремейки принято пенять как на едва ли не главную кинематографическую чуму XXI века — и, в общем, так им и надо. Но иногда ремейки выходят не хуже, а очень редко — даже лучше оригинальных фильмов. Готовясь к просмотру американской перелицовки бергмановских «Сцен из супружеской сцены», вспоминаем ремейки, за которые не стыдно.
«Его девушка Пятница», 1940
Дискуссия о том, что считать ремейком, стара как мир — ну или как этот образец голливудской классики, эксцентрическая комедия съевшего на них не одну собаку Ховарда Хоукса. Это вторая в ряду адаптаций пьесы «Первая полоса», от первой радикально отличавшаяся тем, что одним из двух главных героев стала женщина. Тандем Розалинд Расселл и Кэри Гранта и пулеметные диалоги (неудивительно, что это любимая комедия Тарантино) гарантировал фильму место в истории — безотносительно того, ремейк это или альтернативный взгляд на первоисточник.
«В джазе только девушки», 1959
Еще одна комедия из соответствующего золотого фонда, «В джазе только девушки» является перелицовкой сразу двух фильмов, французского «Фанфары любви» и его одноименного немецкого ремейка. Найти сценарий второго было проще, поэтому формально Билли Уайлдер переписывал именно его. Как бы то ни было, перенесенные в Америку времен сухого закона приключения двух джазовых музыкантов (Тони Кертис и Джек Леммон) стали классикой жанра, а Мэрилин Монро за свою роль получила «Золотой глобус».
«За пригоршню долларов», 1964
В судебном порядке признанный ремейком «Телохранителя» Куросавы, фильм Серджио Леоне привел к расцвету доселе «низкого» жанра спагетти-вестерна. В главной роли загадочного Человека без имени режиссер видел Генри Фонду (на которого у продюсеров не было денег) или Чарльза Бронсона (который от нее отказался), но суперзвездой «долларовая» трилогия Леоне сделала Клинта Иствуда, а Фонда и Бронсон исправили былые упущения, снявшись у итальянца в «Однажды на Диком Западе».
«Афера Томаса Крауна», 1999
Вынеся за скобки снятые Терри Гиллиамом и Майклом Манном переосмысления чужой короткометражки («Планета обезьян») и собственного телефильма («Схватка»), признаем лучшим ремейком 1990-х эту бесконечно обаятельную комбинацию мелодрамы и фильма-ограбления. Составившие идеальную экранную пару Пирс Броснан и Рене Руссо заставляют забыть, что в оригинале 30-летней давности играли Стив МакКуин и Фэй Данауэй, а кульминация титульной аферы под песню Нины Симон — и обо всем остальном.
«Ванильное небо», 2001
Еще одна мелодрама — с уклоном в научную фантастику и акцентом на блестящий музыкальный вкус режиссера Кэмерона Кроу (на каком другом саундтреке соседствуют песни R.E.M., Radiohead, Sigur Rós, Джеффа Бакли, Боба Дилана и Пола Маккартни?) Пенелопа Крус на бис сыграла свою же роль из оригинала (испанского фильма «Открой глаза»), а Том Круз пробежался по пустынному Тайм-скверу задолго до того, как это стало печальной реальностью.
«Одиннадцать друзей Оушена», 2001
Еще один фильм-ограбление — от уже выигравшего режиссерский «Оскар» и тут же снизошедшего до мейнстрима Стивена Содерберга. В оригинале 1960 года играли Фрэнк Синатра, Дин Мартин и другие члены так называемой «Крысиной стаи», у Содерберга казино Лас-Вегаса грабят Джордж Клуни, Брэд Питт и другие голливудские звезды наших дней — да так успешно, что за ремейком последовали сначала два сиквела, а затем и «женский» спин-офф.
«Отступники», 2006
Вслед за Содербергом ремейками занялись и другие голливудские классики, и если «Железной хваткой» братьев Коэн и «Девушкой с татуировкой дракона» Дэвида Финчера можно пожертвовать (это скорее повторные адаптации популярных первоисточников), то фильмом Мартина Скорсезе — никак. Многие предпочитают оскароносным «Отступникам» оригинал, гонконгскую «Двойную рокировку», но в жанре криминальной драмы Скорсезе нет равных, а такой актерский ансамбль — Деймон! Леонардо ДиКаприо! Джек Николсон! — собирается раз в вечность.
«Звезда родилась», 2018
Третий широкоэкранный ремейк довоенной драмы о большой и красивой любви двух звезд, восходящей и угасающей, чуть было не стал фильмом Клинта Иствуда с Брэдли Купером и Бейонсе, но в итоге оказался режиссерским дебютом самого Купера — с ним и Леди Гагой. В том, что «Звезда родилась» принесла Куперу «Грэмми», но не «Оскар», нельзя не усмотреть очередную издевку критикуемой фильмом шоу-индустрии, но за его наследие переживать не стоит: пронизывающая и душещипательная, это музыкальная мелодрама на века.