Апокалипсис сегодня: как кинорежиссеры помогают спасти человечество

Кино как самый влиятельный и популярный вид искусства в наши дни может стать и уже является проводником идей экологичного образа жизни и бережного использования природных ресурсов. ELLE рассказывает, как мировой кинематограф осмысляет тему экологии и чего нам в этом не хватает.

Кадр из фильма «Притяжение»

Эволюция постапокалипсиса

Идея о том, что жизнь на планете однажды будет уничтожена, не нова: из нее вырос популярный в литературе и кино мотив постапокалиптического мира — мира, в котором наша цивилизация пережила глобальную катастрофу и находится на грани исчезновения, иногда вместе со всей Землей. Причина катастрофы не обязательно кроется в человеке и может быть никак не связана с экологией — война, взрыв мощной атомной бомбы, нашествие пришельцев, столкновение с другой планетой или астероидом, эпидемия или гнев господень. Постапокалиптические мотивы встречаются в древних мифах и религиозных книгах — достаточно вспомнить Всемирный потоп и историю Ноева ковчега в Библии. Очевидно, мысль о том, что апокалипсис может наступить, потому что мы неправильно относимся к окружающей среде, появилась не сразу.

Кадр из фильма «Франкенштейн» (1931)

Считается, что пионером темы мира на грани гибели в современной литературе была автор знаменитого «Франкенштейна» Мэри Шелли, описавшая в романе 1826 года «Последний человек» почти полное вымирание человечества от чумы. Книга вышла слабая и вымученная и никак не способствовала популяризации темы постапокалипсиса, но она интересна тем, что демонстрирует, как менялись представления о фатальных для человечества проблемах. В конце XIX века это слабо развитая медицина и антисанитария, как у Шелли, столкновение с астероидом, как в рассказе «Разговор Эйроса и Хармионы» Эдгара Аллана По, или нашествие пришельцев, как в «Машине времени» Герберта Уэллса. Вслед за литературой, виня во всех бедах внешние обстоятельства, о конце света говорили первые редкие постапокалиптические фильмы вроде «Потопа» 1933 года, где землетрясение уничтожило тихоокеанское побережье США, а последовавшая волна цунами затопила Нью-Йорк.

Афиша фильма «Потоп» (1933)

Во второй половине XX века на фоне зашкаливающей паранойи Холодной войны появился новый мотив ядерного столкновения, страх которого подогревали воспоминания о практически стертых с лица Земли в конце Второй мировой войны японских городах Хиросиме и Нагасаки. Параллельно с этим развивалась наука экологии, впервые получившая внимание широкой публики в США в 1960-е, после публикации в 1962 году научно-популярной книги «Безмолвная весна» биолога Рейчел Карсон о негативном влиянии химической промышленности на окружающую среду. Чем больше появлялось информации о влиянии человека на природу, чем массивнее она распространялась, тем больше общество стало задумываться о том, что конец цивилизации человечество может устроить себе своими усилиями, и так экология попала в фокус внимания массовой культуры, в первую очередь литературы и кино.

Худшие прогнозы

Кадр из фильма «Послезавтра» (2004)

Начав работать с темой экологических катастроф, кино стало транслировать худшие прогнозы и сценарии, выдвигаемые учеными, активистами и писателями-фантастами. Герои постапокалиптических фильмов второй половины XX века часто оказывались жителями времен сбывшихся ночных кошмаров экологов. Таким образом самое влиятельное и распространенное из всех видов искусства стало одним из способов заставить миллионы людей задуматься об отношении к природе и планете. К подобным фильмам, например, относится «Зеленый сойлент» 1973 года, который начинается нарезкой статичных кадров, рисующих картину глобального загрязнения воздуха и тотального перенаселения планеты, в результате чего настоящие овощи, фрукты, мясо, молоко и алкоголь стали доступны только богачам, улицы городов заполонили бездомные, и вот-вот грянет продовольственный кризис. Подобный сюжет был и в более ранней, но менее известной картине «Смерть травы» 1970 года, где загрязнение окружающей среды вызывает глобальную смерть растений, в том числе зерновых, и как следствие — все тот же продовольственный кризис.

Кадр из фильма «Послезавтра» (2004)

Чаще всего в фильмах, время действия которых приходится на период после экологической катастрофы, появляются продовольственный кризис, засуха или наводнение и полное вымирание животных. Так, в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта технологии постепенно побеждают жизнь и замещают ее — в мире этой культовой ленты большинство птиц и животных созданы искусственно и очень дороги, а настоящие — еще дороже. В «Водном мире» с Кевином Костнером в главной роли растаяли все снега и планета превратилась в один сплошной океан. В «Интерстелларе» Кристофера Нолана человечество срочно ищет новую планету для жизни, потому что Земля иссушена и больше не в состоянии прокормить людей. Вместе с ростом общественной дискуссии вокруг загрязнения окружающей среды эта тема все чаще стала появляться и в кино, никогда при этом не выходя на первый план — космические путешествия, зрелищные драки и футуристическая архитектура в подобных картинах с легкостью оттягивают внимание на себя.

Кадр из фильма «Водный мир» (1995)

Критика человечества в «Аватаре» Джеймса Кэмерона

По-настоящему масштабным и выразительным киновысказыванием на тему экологии стал «Аватар» Джеймса Кэмерона, вышедший в 2009 году. Это первый качественный сай-фай, полностью посвященный отношениям человека и природы в их разрушительном и созидательном аспектах. «Аватар» считается одним из главных блокбастеров начала XXI века — звание, полученное благодаря гигантским усилиям и деньгам, затраченным на его производство, бешеной популярности у зрителей, масштабам обсуждения картины и работе с актуальнейшей экологической темой. Фильм вышел десять лет назад, а его центральная идея о необходимости жить в гармонии с природой и перестать ее разрушать, кажется, только-только начала устаканиваться в массовом сознании.

Кадр из фильма «Аватар»

Идея эта донесена в «Аватаре» максимально просто: жадные до полезных ископаемых земляне прилетают на планету Пандора, населенную трепетно относящимися к природе аборигенами, и начинают разрушать все вокруг, чтобы добраться до вожделенного минерала анобтаниума. Коренные жители Пандоры служат для зрителя примером того, как можно и нужно жить в гармонии с природой. Некоторые критики ругали Кэмерона за чрезмерную прямолинейность аллегории и «черно-белых» персонажей, которые были либо ультраплохими, либо ультрахорошими, но иногда кажется, что изложение уровня сложности младшей школы — лучший способ донести важную идею до широкой аудитории. Появится ли когда-нибудь еще подобный экоблокбастер — хороший вопрос, потому что, кажется, сейчас самое время для более внимательной работы с темой экологии.

Кадр из фильма «Аватар»

Что дальше?

Так вышло, что в индустрии кино об экологии чаще всего говорят фантастическими фильмами, которые пугают, но не очень-то учат, что делать, чтобы предотвратить катастрофу. Как самое влиятельное из искусств, кино может и должно нести ответственность за темы, которые выбирает, и хочется надеяться, что тема экологии в нем будет развиваться и дальше, но в новом ключе: появятся герои, сортирующие мусор и при этом не похожие на занудных фриков, художественные фильмы, где хотя бы один второстепенный персонаж будет экологом или экоактивистом и будут показаны альтернативные источники энергии. Нам всем пойдет на пользу, если кино задаст новые нормы существования и в этой сфере жизни тоже.

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.