«Работы из моей коллекции тесно связаны с моей личной историей, с историей моей деятельности в сфере современного искусства, с выставками художников, с которыми я сотрудничаю», — признается Тамуна Аршба в начале нашего разговора.
«Любая выставка начинается с диалога с художником, это не одноразовый визит. Диалог может длиться годами. Мысли художников, их представления о настоящем и о будущем проникают в мое личное пространство; я их, как галерист, разделяю и распространяю. Работы на моих стенах напоминают мне о выставках, которые мы организовывали, об амбициях и намерениях».
«Кока Рамишвили обосновался в Женеве. Он мультимедийный художник, создает видеоработы, живопись, объекты и фотографии, которые, как сказала Ольга Свиблова, являют собой отпечатки души. У художника за спиной многие важные музейные выставки в ведущих мировых институциях, таких как Тейт Модерн (Лондон), MAMCO (Женева), CoBrA (Амстердам). Рамишвили — участник 53-ой Венецианской биеннале. Недавно в рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021» в Мультимедиа Арт Музее прошла персональная выставка Коки Рамишвили под названием «Световые машины». Работа из моей коллекции тоже из этой серии и выставлена в пространстве музея.
Серия состоит из монохромных работ, где художник исследует, как свет создает материю в пространстве и во времени. Как пишет Виктор Мизиано: «Рамишвили исследует в этой серии не то, как мы конструируем реальность, а то, чем она является сама по себе независимо от нас, а если прибегнуть здесь к философской терминологии — художника интересует здесь онтология».
«7-й день творения» (на фото) для меня важная работа, которая напоминает о материализации моих мечтаний, тесно связанных с художником. Помню, когда только открывала галерею, больше всех хотела поработать с Кокой Рамишвили. Через три года, в 2019 году, состоялось наше сотрудничество. Работать с художниками и представлять их работы публично — большая ответственность. Надо правильно передать смысл их многолетнего труда. Выставки должны передавать ту мощь, вибрации и интимность, которых художник достигает, приближаясь к границе нашего мира и заходя за эту грань, передать то, что мы не видим и иногда чувствуем, истину, с которой художник соприкасается во время работы и которой он делится во время диалога с галеристом. Думаю, на выставке «Световые Машины» в МАММ нам это удалось! Медитативная атмосфера, которая так характерна для Коки Рамишвили, однозначно ощущается».
«Вторая работа — это гобелен ручной работы «Археология без названий» Левана Миндиашвили. Художник живет и работает в Нью-Йорке. В своем творчестве он исследует переходное состояние и ставит под вопрос принимаемую как данность истину, переосмысляя понятия места, идентичности и истории.
С Леваном я сотрудничаю с самого начала моей карьеры. Хоть он и живет далеко, мы годами на связи, устраиваем встречи по Skype, вместе обсуждаем вопросы, которые его интересуют и проблемы, которые он исследует. Благодаря этому я еще больше люблю и чувствую мощь и живость современного искусства. Работы, которые создают художники, повествуют о настоящем, а ничего более важного и реального, чем настоящее, у нас нет. Мы не можем изменить ни прошлое, ни будущее, только настоящее в наших руках, оно и станет прошлым, оно и создаст будущее. Общение с Леваном всегда приводит меня к этим мыслям. Всегда буду помнить наш визит на Арт Берлин, где выставляли его работы. Тогда в моей жизни был непростой период. И я особенно почувствовала момент, когда галерист и художник абсолютно разделяют намерения и амбиции, поддерживают друг друга, осмысляют работу как единое целое, — тогда и все невозможное становится возможным, так мы создаем историю.
Сама техника, которую использует художник, — нетрадиционная и находится на пересечении скульптуры, графики, ткачества и живописи. При этом во всех его работах считывается глубокий диалог. Они передают историю современной жизни и вопросы современной философии. В «Археологии без названий» Леван исследует потенциал произведения существовать в состоянии переменчивости. Художник фотографирует собственные скульптуры и переводит полученные снимки на плетеные гобелены. Есть здесь и размышление о текучести цифрового мира и виртуальной реальности: изображения выводятся на экран и потом пропадают в бесконечном потоке. Гобелен Миндиашвили — это своего рода попытка вновь материализовать образ. Его инсталляция с гобеленом была представлена на групповой выставке грузинских художников в галерее «Триумф» совместно с фондом Рии Кебурия. Инсталляция тогда рассказывала зрителю о том, как понятие дома стирается в нашей жизни. Фасады домов становились просто фасадами. Мы жили в отелях, путешествовали по всему миру, дом терял свое назначение. И вот уже через год природа закрыла нас в наших домах, началась пандемия. Мы все вернулись домой. Помню, ведущие аукционные дома все больше начали выставлять на продажу дизайн, и искусство тоже хорошо продавалось. Многие из нас обнаружили, что дом, в котором мы живем, уже давно не соответствует нашему миру и не отражает его. После карантина во время международной ярмарки Cosmoscow Lobby организовала выставку «Back to the Roots», куда гобелен Левана был выбран в результате кураторского отбора. Для меня это символичная история о том, как художники чувствуют остроту проблем современной жизни, чувствуют перемены и создают историю».
«Третье — это неоновая работа «Кролик» из серии «Море, море проглоти меня» Уты Бекая. Ута тоже мультимедийный художник, живет между Нью-Йорком и Тбилиси, ставит перформансы, создает видео работы, керамику, скульптуры. Для меня Ута не только талантливый художник, но еще и духовный друг, очень добрый и жизнерадостный человек, который всегда на молекулярном уровне сканирует и анализирует любую ситуацию, дает правильные советы, которые всегда ведут к гармонии. Мы вместе чувствуем и осмысляем каждый наш совместный шаг и вместе развиваемся.
С Утой связан очень важный для меня проект, который мы до сих пор дорабатываем. «Сверхлюди» — это трилогия, состоящая из мультиканальных видео перформансов, где задействован также графический дизайн, керамика и скульптуры. «Sea sea swallow me» — это третья и последняя часть «Сверхлюдей», которую мы еще готовим и снимаем, однако часть работ уже были показаны предварительно на Cosmoscow и в Cube.Moscow. Работы рассказывают об апокалипсисе и о постапокалиптическом периоде. Художник размышляет об окружающей среде, о техногенном мире и о человеке, который обладает свободой. Ута размышляет о свободе принятия решении и об ответственности, которую человек за право свободы несет. До какого состояния человек довел природу, и как она эволюционирует под руководством его свободной воли. Кем мы станем в будущем? В работах из серии «Море, море проглоти меня» Ута использует «эффект бабочки», представляя образы будущего человека увиденными глазами маленького ребенка. Художник подчеркивает важность осознанности принятия решений каждым из нас, показывает мир, который нам еще предстоит увидеть и напоминает, что каждый из нас особо важен для коллективной когнитивности, пока еще выбор за нами. Работу «Кролик» Window Project выставляла на своей первой выставке «Nigh Whisper» в центре современного искусства Cube.Moscow.
Открыть представительство в Москве было для меня очень ответственным решением. Я бы никогда не решилась, если бы не мой партнер — Тамуна Гваберидзе, которая рационально и обоснованно поддержала идею. На первой групповой выставке мы создали атмосферу ночного клуба. Это была история о роли ночной жизни в культуре современного человека и о популярной политической манифестации, связанной с историей ночных клубов в Тбилиси. На выставку пришли мои дети, и младшая дочь особенно полюбила работу Уты. Размышляя о смысле работы, я поняла важность воспитания будущего поколения в атмосфере таких художественных произведений. Искусство всегда обладает магией, и смысл, который работы несут в себе, воплощается в жизни так, как мы его считаем. Работа висит у моей дочери в спальне. Из моих детей она больше всех любит обсуждать проблемы экологии, то, как мы можем сосуществовать с окружающим миром и какими путями можем сохранить природу».