В этом году Нобелевскими лауреатами по физике стали английский физик Роджер Пенроуз, немецкий астрофизик Райнхард Генцель и американский астроном Андреа Гез. Пенроузу присудили премию за открытие того, что образование черных дыр служит надежным предсказанием общей теории относительности, а Генцелю и Гез – за открытие супермассивного компактного объекта в центре Млечного Пути.
Вспоминаем номер ELLE, посвященный науке, в котором мы сделали большое портфолио с лучшими российскими учеными из совершенно разных областей: от геологии до психиатрии. Один из них — ведущий научный сотрудник и профессор МФТИ Эмиль Ахмедов, изучающий квантовую теорию поля, — ответил на вопрос: «Что происходит с телом, когда оно попадает в черную дыру?».
«Обычно черная дыра окружена падающей туда материей: газ, частицы, даже планеты. И это все быстро разгоняется, сталкивается и очень жестко светит в рентгеновском диапазоне, поэтому на подлете к черной дыре вас, скорее всего, заденет это излучение.
Если мы обсуждаем идеализированную ситуацию, когда черная дыра ничем не окружена, то при пересечении горизонта событий вы ничего не заметите, но по мере приближения к сингулярности человека просто разорвет приливными силами в поле гравитации. Это называется спагеттизация — тело тянет в разные стороны и разрывает на куски. Это в случае, если дыра не вращается. Если же она вращается, то ситуация может быть несколько сложнее.
Другой вариант — если вы не пересекаете горизонт событий и возвращаетесь обратно, как в фильме «Интерстеллар». У черной дыры сильное искривление пространства-времени, но разницы в ходе часов сами вы никак не почувствуете, для вас оно будет идти как обычно. Однако когда вы вернетесь (если сможете улететь от нее!), то увидите, что по часам того, кто вас ждал, натикает более длительный промежуток времени».
5 марта 2021