Дом-легенда: дворец забытого императора

Сейчас мало что напоминает в парке Ораниенбаума о бывшей крепости Петерштадт, расположенной некогда по правому берегу речки Карость. Она была возведена для военных забав «голштинского племянника» — Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского, великого князя Петра Федоровича — впоследствии императора Петра III, царствование которого продлилось всего 186 дней.

Кабинет Петра III, вид в сторону спальни.

В 1742 году он был вызван в Россию, а 17 ноября 1743 года императрица Елизавета Петровна пожаловала ему Ораниенбаум. Внук Петра I и внучатый племянник шведского короля Карла ХII получил блестящее образование, был успешен в точных науках, увлекался географией, архитектурой и музыкой. К 12 годам имел чин лейтенанта, прекрасно знал военное дело и фортификацию и был полностью подготовлен на случай наследования русского или шведского престолов.

Главный фасад дворца Петра III.

Миниатюрный дворец — самая совершенная по замыслу постройка Ринальди

Хозяин дворца — император Петр III. Копия с портрета Пьетро Антонио Ротари.

Ему было разрешено выписать из Голштинии небольшой отряд солдат, которые и стали обитателями Петерштадта. Первая крепость, выстроенная в 1746 году, имела земляные валы, деревянные постройки и была огорожена частоколом. Несмотря на это, по тем временам она являлась серьезным фортификационным сооружением.

Кабинет Петра III. Вид в сторону Картинного зала.

Спустя десять лет, в 1756 году, по проекту «каменных дел мастера» Мартина Гофмана здесь начинает строиться настоящая крепость в виде двенадцатиконечной звезды «о пяти бастионах с чугунными пушками». Внутри нее располагались арсенал, дома для генералов и офицеров, пороховой погреб, кирха и казармы.

Фрагмент лепного декора.

В центре находился пятиугольный плац, а у северо-восточного бастиона, напротив Почетных ворот, в 1758 году началось строительство миниатюрного дворца для коменданта «голштинской крепости» — великого князя Петра Федоровича. До нашего времени сохранились лишь ворота и дворец Петра III — самая ранняя и совершенная по замыслу постройка знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди.

Вид из Кабинета в сторону спальни.

Небольшой, кубической формы двухэтажный павильон с радиально срезанным углом, трактованным как парадный фасад здания, поставлен по диагонали бывшего участка крепости Петерштадт. Помещения первого этажа имели служебный характер. Во втором этаже нет привычной парадной анфилады: пять комнат по периметру дворца — Передняя, Буфетная, Кабинет, Спальня, Будуар и Большой картинный зал в центре словно связаны в единый узел и подчеркивают камерный, бытовой уклад жизни владельца.

Картинный зал с популярной в XVIII веке шпалерной развеской живописи. У камина — фигурки-обманки, изображающие китайских детей.

От первоначальной отделки парадных интерьеров дворца сохранились лаковые панно популярного в XVIII веке стиля шинуазри — их во дворце 218, лепные потолки, детали наборных паркетов и накладная резьба стен Буфетной. Вся декоративная отделка дворца выполнена в основном русскими мастерами.

Передняя. Фрагмент зала с камином.

Сохранились их имена: лакирных дел мастер Федор Власов, живописец Данилов, резчики Дмитрий Михайлов, Павел Дурногласов, Дмитрий Иванов и Семен Фирсов. Лепное убранство принадлежит мастеру Канцелярии от строений Альберту Джании. Воспитатель великого князя, академик Якоб Штелин, осуществил в 1762 году шпалерную развеску живописи в Картинном зале.

Буфетная. Фрагмент стены с резными посеребренными консолями и декором в виде пальмовых стволов.

Пережив ремонты XIX века, чудом не пострадавший в войну, дворец Петра III после реставрационных работ 1960-х годов, вернувших помещениям первоначальный облик, остается подлинной жемчужиной русского искусства XVIII века.

Картинный зал. Вид в сторону Буфетной и Передней.
VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.