Дом-легенда: Малый Трианон

Идею построить Малый Трианон (фр. Petit Trianon) Людовику XV подала его фаворитка мадам Помпадур. Но в умах потомков этот дворец оказался связан с именем другой женщины — королевы Марии-Антуанетты. Здание, спроектированное придворным архитектором Анж-Жаком Габриэлем, вошло в учебники как «переходное звено» между рококо и неоклассицизмом.

Южный фасад Малого Трианона.

В его архитектуре парадоксально сочетались рокайльная легкость и классическая строгость. Все четыре фасада были оформлены по-разному: каждый из них по стилю соответствовал ландшафту той части парка, к которой он был обращен.

Приемная на первом этаже Малого Трианона.

В 1774 году на трон вступил Людовик XVI и сразу же пожаловал дворец и прилегающую к нему часть парка своей супруге Марии-Антуанетте. Доступ во владения королевы стал возможен лишь по личному приглашению Ее Величества. (Исключений не делалось даже для самого короля!)

Будуар Марии-Антуанетты был оборудован зеркальными панелями, полностью закрывавшими окна, — стоило лишь повернуть потайной рычаг. Столы в парадной столовой, расположенной на втором этаже, с помощью особого механизма опускались вниз, где слуги сервировали их, не нарушая покоя гостей. Интерьеры здания отличались изысканной простотой, резко контрастировавшей с пышностью главного Версальского дворца.

Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет-Луиз Виже-Лебрен*, 1783 год.

Доступ во дворец был возможен лишь по личному приглашению Марии-Антуанетты. Исключений не делалось даже для самого короля

При повороте потайного рычага окна полностью закрываются зеркальными панелями. Кабинет обставлен мебелью от Жоржа Жакоба.

Изящная мебель от Жоржа Жакоба, расписанные вручную обои, минимум позолоты… Вдали от посторонних глаз королева развлекалась домашними спектаклями и лично доила коров на ферме, построенной посреди парка.

Вид малой гостиной Марии-Антуанетты до реставрации 2008 года.

Скрытность монаршей особы породила множество слухов: анонимные памфлеты в красках живописали неслыханные оргии во дворце и обвиняли королеву в связи с ее подругами — принцессой де Ламбаль и герцогиней де Полиньяк. Мария-Антуанетта не обращала на пасквили внимания — и напрасно! В 1792 году те же обвинения перекочевали на страницы приговора, обрекавшего королеву на смертную казнь.

Малый салон. Кресла от Николя-Кинибера Фолио и Пьер-Эдме Бабеля принадлежали фаворитке Людовика XV мадам дю Барри.

После смерти хозяйки Малый Трианон был заброшен. Но уже при Наполеоне III его стали превращать в музей Марии-Антуанетты. Процесс окончательно завершился в 2008 году. В цоколе разместились выставочные залы. Парадные помещения были восстановлены в прежнем блеске. Обстановка интимных помещений второго этажа почти такая же, как во времена королевы. Ткани были изготовлены по архивным рисункам мастерами фабрики Pierre Frey.

Одна из комнат в мезонине дворца. Письменный стол с инкрустацией — работа Жан-Анри Ризенера. Стены обиты тканью жуи.

Мария-Антуанетта лично доила коров на ферме, построенной для нее посреди парка

Спальня Марии-Антуанетты после реставрации. Работы финансировал часовой Дом Breguet.

Несохранившиеся предметы мебели были созданы заново — за эту вольность реставраторов уже осудили строгие критики. Из небытия возвращена биб­лиотека Марии-Антуанетты. Все — как в былые времена, не хватает лишь трепета причастности к кругу избранных. Впрочем, если вспомнить о судьбе, постигшей этот круг во время революции, возможно, оно и к лучшему.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.