«Этого не было!»: что такое газлайтинг

Если у вас были отношения, где вы постоянно сомневались в себе, пытались угодить партнёру и при этом всё равно оставались виноватыми в любой ситуации, скорее всего, вы становились жертвой газлайтинга. Это вид абьюза, при котором один партнёр манипулирует другим и заставляет его чувствовать себя неуверенно. Рассказываем, чем опасен газлайтинг, как его выявить и противостоять насилию.

Что такое газлайтинг

Газлайтинг — это форма психологического насилия, когда один человек вынуждает другого сомневаться в своих воспоминаниях, восприятии реальности и, наконец, в собственной адекватности. То есть манипулятор обесценивает чувства партнёра, обвиняет его в проблеме и убеждает в том, что он неправильно воспринимает происходящее. Например, грубо шутит, оскорбляя близкого человека, а в ответ на упрёк говорит: «Это всего лишь дружеская шутка! У тебя что, нет чувства юмора?»

Постепенно жертва теряет уверенность в себе, становится безвольной беспомощной. В таком состоянии ей легко манипулировать, извлекая из этого выгоду.

Согласно данным Национальной горячей линии по борьбе с домашним насилием, автор насилия разрушает равенство в отношениях, стремится к контролю и власти над партнёром, и газлайтинг помогает ему добиться этой цели. Такого манипулятора обычно называют газлайтером.

Термин «газлайтинг» обязан своим появлением пьесе Патрика Гамильтона «Газовый свет» (на английском Gaslight). В 1944 году вышел одноимённый фильм, главную роль в котором сыграла Ингрид Бергман. По сюжету пианист Грегори, чтобы завладеть наследством жены Полы, убеждает её в том, что она сходит с ума. Герой каждую ночь незаметно пробирается на заколоченный чердак, зажигает там газовый свет и ищет спрятанные драгоценности. Когда Пола замечает, что во время отсутствия мужа освещение в других комнатах становится более тусклым, а наверху раздаются шаги и шум, Грегори утверждает, что ей это кажется.

Зритель начинает подозревать неладное ещё в самом начале триллера: как только герои женятся, Грегори ограничивает общение Полы. Мужчина не позволяет ей принимать гостей и ходить на светские вечера. Параллельно персонаж убеждает жену в том, что она забывчива, рассеянна, подозрительна и вообще больна. 

«Ты ведь имеешь обыкновение терять вещи», — говорит Грегори. «Разве? Я не замечала», — отвечает Пола. Всё это приводит к тому, что героиня постепенно перестаёт доверять своей памяти и самой себе.

Кроме того, Грегори выставляет жену неадекватной перед другими: на одном из приёмов он доводит супругу до истерики. А когда она начинает плакать, говорит: «Держи себя в руках, не устраивай сцену на глазах у всех». Так Грегори смещает акцент со своего поведения на реакцию Полы на него, заставляя женщину чувствовать себя виноватой.

Разговоров о газлайтинге в публичном пространстве становится всё больше. Например, с распространением движения #MeToo о явлении заговорили многие жертвы насилия. Так, певица FKA Twigs, подавшая в суд на своего бывшего парня актёра Шайю ЛаБафа за физическое и психологическое насилие, рассказала, что в этих отношениях подвергалась газлайтингу. По словам девушки, ЛаБаф мог сильно толкнуть её, а потом сказать, что она упала сама. Певица призналась, что настолько запуталась, что невольно верила в это. После того как девушка рассказала о насилии, ЛаБаф сначала извинился, а потом заявил, что отрицает обвинения. Это, как считает FKA Twigs, тоже газлайтинг: «Это напоминает мне газлайтинг, с которым я столкнулась во время отношений с ним — сначала он признаёт вину, но не полностью, а потом отрицает её».

Как определить газлайтинг

Чтобы манипулировать другими, газлайтеры врут, говорят одно, а делают другое, нарушают обещания, используют «больные места» партнёра, а также настраивают его против людей, а людей — против него. Они не хотят, чтобы человек, на которого направлено насилие, развивался, был независимым и успешным, ведь так сложнее оказывать воздействие на личность.

Абьюзер может делать вид, что событий, которые как-то подрывают его самомнение или репутацию, не было. Например, говорит: «Я этого не делал и не говорил». Также автор насилия может притворяться, что вообще не понимает, о чём идёт речь: «Я не понимаю, о чём ты говоришь». 

Героиня материала «Сноба» о газлайтинге рассказывает, что бывший муж сперва бил её, а потом это отрицал: «Всем знакомым он говорил и говорит, что никогда не поднимал на меня руку, что я всё придумала, и многие ему верят. <…> Человек смотрел мне в глаза и улыбался: „Почему ты рассказываешь небылицы? Я никогда не бил тебя“.  Он говорил это так искренне, что мне становилось жутко».

Газлайтер может даже не пытаться вести диалог на равных. Вместо этого в ответ на слова оппонента он безапелляционно заявляет: «Это чушь». Или уверенно говорит: «Всё было не так». Нередко он вовсе не даёт высказаться.

Кроме того, абьюзер может обвинять вторую сторону в якобы неадекватной реакции на какое-то событие или какие-то слова, говоря: «Ты преувеличиваешь», «Ты слишком остро реагируешь». Автор насилия нередко называет партнёра «слишком чувствительным», «склонным к драматизму», «истеричным» и даже «неадекватным» после того, как последний пробует рассказать о своих переживаниях и чувствах. А также доводить партнёра до истерики, а потом обвинять в излишней эмоциональности. Таким образом газлайтер перекладывает ответственность на другого, ведь жертва вынуждена объясняться и оправдываться.

В интервью музыкантки Анны Зосимовой для Won­derzine, где она рассказала о насилии со стороны её бывшего парня Петара Мартича, девушка вспоминает примеры газлайтинга в отношениях. «[Я] увидела его переписки с какими-то барышнями в нижнем белье. Оказалось, что одну из них он приглашал в гости в три часа ночи, когда я была в Киеве. Когда я спросила его об этом, Петар сказал мне, что я параноик, сумасшедшая, а это его подруга. Я не знала, как вести себя в таких ситуациях, поэтому поверила», — говорила Зосимова. Также, по её словам, мужчина часто обвинял партнёршу в том, что делал сам. Например, заставлял верить, что именно из-за неё он рано ушёл с вечеринки.

Доктор философии Робин Стерн написала книгу The Gaslight Effect, где назвала 20 признаков, указывающих на газлайтинг. В публикации Стерн обращается к женщинам, потому что, по её словам, они чаще сталкиваются с газлайтингом, чем мужчины. Вот некоторые симптомы абьюза из её книги.

В отношении к себе

Первая группа признаков связана с отношением девушки к самой себе. Она может быть подвержена газлайтингу, если постоянно:

  • сомневается в себе, чувствует неуверенность во время общения и работы;
  • спрашивает себя: «Я действительно слишком чувствительна?»;
  • думает, что она ничего не может сделать правильно;
  • не может принимать даже простые решения.

Стерн призывает проанализировать своё прошлое и настоящее. Есть повод задуматься, если:

  • раньше девушка была «другим человеком» — более весёлым, общительным, спокойным;
  • её стали раздражать люди, с которыми она раньше ладила.

В отношениях с партнёром

Кроме того, стоит рассмотреть отношения с партнёром. Часто девушка:

  • покупая вещи для себя и за свои деньги, думает о том, понравятся ли они партнёру;
  • перед встречей с партнёром думает о том, что может его разозлить;
  • боится затрагивать в разговоре некоторые, казалось бы, невинные темы.

В отношениях с другими людьми

На газлайтинг могут указывать и отношения с другими людьми — родителями, друзьями и коллегами: 

  • девушка может врать и скрывать информацию, чтобы избежать неудобных вопросов;
  • близкие пытаются защитить её от партнёра, но она его постоянно оправдывает.

Жертвы газлайтинга нередко понимают, что с их отношениями что-то не так, но не могут сказать, что именно. Сформулировать претензии при психологическом насилии может быть труднее, чем при физическом: насильника не всегда просто «поймать за руку» и зафиксировать факт того, что он нанёс вред. Кроме того, психологическое насилие может развиваться незаметно и постепенно. К тому же человек, который подвергается газлайтингу, начинает чувствовать себя виноватым, так что ему всё сложнее противостоять манипулятору. 

Стерн описывает такой пример газлайтинга. Её клиентка была общительной и дружелюбной, любила поговорить с соседями или незнакомыми людьми, которые выгуливают собак в том же месте или спрашивают дорогу. Но её парня это раздражало. Он утверждал, что героиня флиртует с мужчинами на его глазах, а люди смеются над её болтливостью. Сначала девушка пыталась спорить, но потом засомневалась: может быть, мужчины действительно воспринимают её разговорчивость как флирт, может быть, она и правда раздражает окружающих? Героиня не понимала, как себя вести, и каждый раз, начиная с кем-то разговор, представляла, что подумает об этом её молодой человек. Через некоторое время девушка стала во всём соглашаться с парнем: она не хотела, чтобы он злился на неё. Однако в глубине души она понимала, что это неправильно. Ситуация вынудила девушку обратиться за помощью к психоаналитику. Только через полгода после начала работы с ним она всё же прекратила абьюзивные отношения.

Возможен ли газлайтинг не в романтических отношениях

Газлайтинг возможен не только в романтических отношениях, но и в отношениях между друзьями, детьми и родителями, работниками и работодателями. И даже пациентами и врачами: например, последние могут не верить в симптомы, о которых рассказывают больные, или преуменьшать их значимость. 

Некоторые учёные рассматривают газлайтинг не с психологической, а с социальной точки зрения: они полагают, что основой для него является любое неравенство. Так что этому виду насилия могут быть подвержены все меньшинства. В таких случаях газлайтинг проявляется, к примеру, в том, что люди, выступающие с позиции силы, отрицают, что некоторые группы, например женщины, афроамериканцы или представители ЛГБТК-сообщества, подвергаются дискриминации, несмотря на то, что статистика говорит об обратном.

Пример газлайтинга в соцсетях

Авторами газлайтинга могут быть не только непубличные люди, но и политики. Так, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников заявляет, что российских женщин не угнетают, и они обладают сплошными привилегиями.

Газлайтинг может возникнуть в отношениях между детьми и родителями. Вот один из примеров насилия, который приводит психиатр Ариэль Резник-Мартов. Уже взрослый ребёнок говорит с родителями о том, что они его били и унижали, а те вместо признания вины и извинений начинают это отрицать или преуменьшать важность происходившего: «Да что ты выдумываешь!», «Подумаешь, пару раз дали подзатыльник», «Да мы всё для тебя делали». Одна из русскоязычных пользовательниц твиттера писала о похожей ситуации: по её словам, мама применяла к ней физическое насилие, а теперь не признаёт это: «Да не била я тебя, не ври».

В сериале «Притворство», а также в фильме «Взаперти» гиперзаботливые матери внушают своим дочерям, которых хотят контролировать, что они больны. 

[embedded content]

Как противостоять газлайтингу

Жертвам газлайтинга бывает трудно осознать, что они подвергаются насилию. Абьюзер заставляет их сомневаться в этом, думать, что они преувеличивают проблему.

Сопротивляться газлайтингу бывает сложно. Доктор философии Робин Стерн выделяет три стадии, через которые проходит девушка. Первая — отрицание проблемы. Человек замечает странное поведение партнёра, но не придаёт ему значения. На второй стадии — стадии защиты — он спорит с газлайтером и пытается его переубедить, однако уже начинает сомневаться в себе. На третьей, стадии депрессии, она думает, что абьюзер прав, и винит себя в происходящем: соглашаясь, человек хочет избежать ссор и заслужить одобрение. Газлайтинг, как и другие формы насилия, может привести к тяжёлым психическим последствиям: например, к тревожному расстройству и депрессии.

Стерн и другие специалисты советуют обратиться за помощью к психотерапевту, близким, которые поддержат человека и смогут взглянуть на ситуацию объективно, или в группу поддержки для жертв домашнего насилия.

В России такую группу, к примеру, организовал центр «Насилию.нет» (в России организация признана иностранным агентом — редакция вынуждена публиковать эту пометку, чтобы не получить штраф). 

Ряд специалистов рекомендуют первым делом не пытаться изменить партнёра, а сосредоточиться на себе. Признать, что проблема в отношениях существует, а затем попытаться отделить истину от искажения. Например, зафиксировать диалог в дневнике, а позже сравнить свои ощущения с трактовкой партнёра. Важно давать себе право испытывать все чувства, в том числе те, которые могут не нравиться другим. И помнить, что невозможно контролировать чьё-то мнение или переубедить человека, не готового принять другой взгляд на ситуацию.

Исправить газлайтера, скорее всего, не получится. Однако, если он согласен на работу с психотерапевтом, это может улучшить ситуацию. Самостоятельно справиться с абьюзом может быть сложно. Эксперты говорят о том, что при лёгких формах газлайтинга нужно стараться верить своим чувствам, придерживаться своей точки зрения и отстаивать её. Например, попытаться спокойно объяснить манипулятору, что вас обижают его слова и поступки и вы не намерены терпеть их в будущем. 

В некоторых случаях лучшим способом окончательно прекратить газлайтинг может быть разрыв отношений. Особенно в ситуациях, где психологическое насилие систематическое, газлайтер не меняется, а у девушки есть возможность и ресурс уйти.

Обложка: Аника Турчан

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.