Фрэнк Гери: открывая деконструкцию

Архитектор и дизайнер Фрэнк Гери.

Американский архитектор и дизайнер Фрэнк Гери (Frank Gehry) всегда говорил, что архитектура — не статическая, а динамическая форма. Он полагал, что в устойчивой конструкции происходит собственное движение, преодолевающее монолитную тяжесть здания. Весть его архитектурный опыт — наглядное подтверждение этого принципа.

№1

Фрэнк Гери родился 28 февраля 1929 года в Торонто в семье выходцев из России и Польши. Считается, что его бабушка, Лея Каплан, научила Фрэнка строить игрушечные города: они часами играли, выстраивая фантастические сооружения из кусочков дерева.

Стул и журнальный столик Wiggle, дизайн Фрэнка Гери, 1972. Выпускается маркой Vitra, www.vitra.com

№2

Дед Фрэнка Гери владел строительным магазином. Полагают, что интерес Фрэнка к простым строительным материалам — проволочной сетке, неокрашенной фанере, необработанному камню связан с воспоминаниями детства: они напоминают дни, проведенные в магазине деда.

Фрэнк Гери демонстрирует прочность своего стола из прессованного картона. Фото: Ральф Морс, 1972.

№3

В 1940-е годы, когда родители Фрэнка Гери переехали из Канады в США, он работал водителем грузовика. Кроме того, он подрабатывал, записывая объявления для радио. Параллельно Фрэнк Гери учился в Университете Южной Калифорнии (USC).

Арт-музей Louis Vuitton Foundation, Париж. Проект Фрэнка Гери, 2014.

Арт-музей Louis Vuitton Foundation, Париж. Проект Фрэнка Гери, 2014.

Арт-музей Louis Vuitton Foundation, Париж. Проект Фрэнка Гери, 2014.

№4

Архитектурой Фрэнк Гери занялся только в 1950-е годы, когда начал учиться в Гарвардской Высшей Школе Дизайна. Его основным предметом было городское планирование. Однако он был вынужден покинуть Школу, так и не закончив курс, отстаивая принципы социальной ответственности в архитектуре, которых ему недоставало в Гарварде.

The Ray and Maria Stata Center при Массачусетском технологическом институте (MIT). Проект Фрэнка Гери, 2005.

№5

Во второй половине 1950-х Фрэнк Гери начал работать в бюро Виктора Груэна (Victor Gruen) — американского архитектора австрийского происхождения, который сформировал в США архитектурную традицию сооружения крупных торговых центров и общественных пространств.

Кливлендская клиника Лу Руво Центра здоровья мозга в Лос-Анджелесе. Проект Фрэнка Гери, 2010.

№6

В 1957 году Фрэнк Гери реализовал свой первый самостоятельный проект: виллу The David Cabin в Калифорнии. Гери использовал особенности рельефа и ориентировался в своих решениях на принципы восточной архитектуры. Источником его вдохновения был «Дом сокровищ в Нара» (Сёсоин) — сокровищница храма Тодай-дзи, построенного в Японии в VIII в.

№7

В 1961 году Фрэнк Гери работал в Париже, а затем, в 1962 году в Лос-Анджелесе, основал свою собственную компанию. Его ранние проекты были реализованы в Калифорнии, среди которых — Центр Санта-Моника (1980) и необычный Дом Нортона (1984), в котором он объединили принципы будущей деконструкции и пост-модернистской архитектуры.

«Дом Нортона», Лос-Анджелес. Проект Фрэнка Гери, 1984.

№8

Эти принципы он опробовал и на собственном примере, купив в 1970-е годы для себя и своей семьи дом в Санта-Монике, который вскоре превратился в настоящий символ деконструктивизма. Построенная им «уродливая конструкция», как называли его жилище соседи, стала сенсацией в СМИ и принесла славу молодому архитектору.

Фрэнк Гери на пороге своего дома в Санта-Монике.

№9

В 1972 году в качестве альтернативы пластику Гери начинает работать над мебелью из картона, выросшую впоследствии в полноценную серию «Простые грани» (Easy Edges). На работу с необычным материалом его подтолкнула куча выброшенной промышленной упаковки недалеко от его офиса, из которой автор обычно проектировал архитектурные модели. Стул и и журнальный столик Wiggle, созданные в рамках этой серии, в настоящее время выпускаются компанией Vitra.

№10

В 1988 году Фрэнк Гери стал одним из центральных участников выставочного проекта «Деконструктивистская архитектура», который проходил в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА). Выставка, куратором которой выступил архитектор Филипп Джонсон представила практически неизвестных на тот момент мастеров: Рема Колхаса (Rem Koolhaas), Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind), Заху Хадид (Zaha Hadid), Питера Айзенмана (Peter Eisenman), Бернара Чуми (Bernard Tschumi) и Фрэнка Гери. Этот проект положил начало архитектурному деконструктивизму, который стал основной стратегией архитектуры рубежа XX–XXI веков.

Один из первых эскизов отеля Marqués de Riscal Hotel.

Отель Marqués de Riscal Hotel при винодельне под Бильбао, Испания. Проект Фрэнка Гери, 2006.

№11

В начале 1990-х Гери вновь обращается к дизайну мебели и разрабатывает коллекцию из гнутого дерева для фабрики Knoll. Источником вдохновения для него вновь служили детские воспоминания: дизайнер черпал вдохновение в плетеных корзинах для яблок, с которыми играл в детстве.

Эволюция Bentwood Collection: от плетеной кадки до кресла. Эскизы Фрэнка Герри для Knoll, 1992.

Коллекция мебели из гнутого дерева Bentwood Collection, дизайн Фрэнка Герри, 1992. Выпускается компанией Knoll, www.knoll.com.

№12

В 1989 году Фрэнк Гери был удостоен Притцкеровской премии по архитектуре. Жюри оценило Фрэнка Гери как мастера, всегда открытого для экспериментов и создающего сложные коллажи из материалов и пространства, и назвало его «Пикассо архитектуры». Любопытно, что свои самые известные проекты, принесшие ему мировую славу, Гери построил уже после получения главной архитектурной награды — в 2000-е годы.

№13

В 1996 Фрэнк Гери создал одно из самых необычных сооружений современной архитектуры — «Танцующий дом» в Праге. Для того времени появление подобного рода здания в центре столицы Чехословакии среди готических и барочных построек было событием из ряда вон выходящим, настоящим радикальным вызовом традиционной архитектуре.

Знаменитый «Танцующий дом» в Праге. Проект Фрэнка Гери и Владо Милунича,1994-1996 гг.

№14

Пожалуй, самый знаменитый проект Гери, музей Гуггенхайма в Бильбао, был построен в 1997 году. Архитектор Филипп Джонсон называл его «величайшим сооружением нашего времени». Здание музея Гуггенхайма стало важным примером архитектурной деконструкции и одним из наиболее заметных проектов музейной архитектуры рубежа ХХ и XXI веков.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.