Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

ELLE Вы учились в кадетском корпусе. Как вы стали режиссером? Этот путь кажется не самым очевидным…

АЛЕНА ШЕВЧЕНКО Я всегда любила снимать и рассказывать истории, но не знала, что это называется «режиссура». Когда я училась в кадетском корпусе (да, звучит неожиданно), я уже снимала школьную хронику и ставила театральные номера. После окончания поступила на экономический факультет и параллельно работала менеджером в логистической компании, а после работы снимала видеопортреты подруг и монтировала. А потом случился экономический кризис, меня сократили, и я начала учебу в киношколе. И все! Жизнь разделилась на до и после.

Когда постоянно работаешь за кадром, не возникает чувства, что вся слава достается другим? Не было желания «войти в кадр» и получить свою минуту славы?

На самом деле нет. Мне нравится работать именно за кадром. Это не про славу, а про процесс. Меня он увлекает, и я не замечаю, как проходят 12 часов. За кадром интереснее. Есть даже такая шутка, что на съемке интересно только режиссеру и оператору, остальные просто ждут. Перестановки, переезды, передекорировка сета — это может занимать несколько часов. Поэтому актеры, которые часто снимаются, берут с собой книжки, чтобы скоротать время. Свою «минуту славы» я получаю в конце каждой смены, когда говорю «смена окончена, всем спасибо!» — и все аплодируют.

Миф о режиссерах — и это сущая правда.

Это самая лучшая профессия на земле. (Смеется.)

Миф о режиссерах — и это сущая неправда.

Честно сказать, я не знаю мифы о режиссерах… Но однажды слышала, мол, режиссер — это тот человек, который сидит на площадке, смотрит в плейбэк, ест и ничего не делает. Так может показаться, если ты впервые на площадке. Режиссер ответственен за все департаменты. Сценарий, выбор локации, декорация, костюмы, актеры — и все это синхронизируется и готовится до выхода на площадку. Как репетиция — долго готовишься, и только потом финальное выступление, где все должно быть четко.

Съемка — это уже финальный рывок. Все важное придумывается ДО съемки. А потом остается только снять и получать удовольствие. Этим я и занимаюсь. И даже это, кстати, далеко не так просто, как может прозвучать: получать удовольствие… несмотря на стресс и даже если все идет не по плану. Но в этом и есть одно из важных качеств режиссера. Он капитан корабля. Улыбаемся и машем, даже если этот корабль тонет.

Фото №1 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

Фото №1 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

Какой режиссер вас больше всего восхищает/вдохновляет?

У меня несколько любимчиков. Это Лука Гуаданьино («Назови меня своим именем»), Грета Гервиг («Леди Берд»),  Жан-Люк Годар («На последнем дыхании»), Ксавье Долан («Воображаемая любовь») и София Коппола («Трудности перевода»). Сложно выделить одного, все прекрасны, все разные, но, наверное, есть общая интонация — это стремление к прекрасному и стремление к свету, к добру, когда, несмотря на внешний или внутренний конфликт, герой находит выход. Их фильмы оставляют приятное послевкусие — светлую грусть.

Можете сказать, что большая часть вашей работы «переехала в телефон»? Какую часть работы вы делаете только на смартфоне?

Определенно да. Почти все рабочие переписки в чатах. Сложно сказать, что я делаю что-то только на смартфоне. Тут скорее зависит от моего местоположения. Если я в дороге, то все делаю на смартфоне. Чаще всего это локейшн-скаутинг, когда фотографируешь локацию; кастинг, я часто снимаю на кастинге героев на телефон; и примерка.

Фото №2 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

Фото №2 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

На площадке существует понятие субординации? Все «подчиняются» режиссеру? И какой у вас в этом «стиль управления»?

Мне не очень нравится трактовка «подчиняться». Это не про распределение власти, а про доверие. Ведь режиссер — это тот человек, который приходит с идеей и видением. Ведь мнений может быть много, а видение — одно. И вот важно убедить всех, что оно у тебя есть и ты точно знаешь, куда идешь. Команда либо доверяет этому видению, либо нет. Когда команда подобрана верно, вопрос «подчинения» не стоит вообще. Вы вместе воплощаете один замысел. Режиссер задает курс и направление и вовремя его корректирует. Для меня вообще важно, чтобы в процессе было много творчества и обмена идеями и энергией. Так больше кайфа.

Что для вас является мерилом успеха в вашей профессии?

Наверное, успех — это когда ты можешь выбирать то, что ты хочешь снимать, и/или даже отказываться от каких-то проектов. Не могу до конца сказать, что это «успех», но приятно признание и теплые отзывы профессионального сообщества, ну и, конечно, зрителей. Я совсем не ожидала такого большого отклика на свой короткий метр «Зарница». Мне до сих пор продолжают писать и спрашивать, когда будет продолжение.

Фото №3 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

Фото №3 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

У вас есть друзья-режиссеры? Режиссеры вообще объединяются в какие-то профессиональные комьюнити, делятся, например, «своей болью о работе с теми или иными клиентами»? Или это довольно независимые друг от друга люди, которые не очень ориентируются на мнение коллег?

Я думаю, что в будущем появится режиссерский профсоюз, но сейчас скорее есть режиссерские агентства. Ну а вот подружитесь вы или нет, это уже вопрос просто личностный. У меня есть друзья-режиссеры, и я их очень люблю. Конечно, мы плачемся друг другу в жилетку и утешаем. Порой даже участвуем в одних и тех же тендерах. Но это не влияет на наши отношения.

У вас есть «профессиональная деформация»? Например, сложно отстраненно смотреть рекламу или кино, постоянно оцениваешь режиссерскую работу? Или вы умеете отключаться от работы и получать удовольствие как зритель?

Да, деформация появилась. Порой так сильно устаешь от визуального контента, что просто сложно что-то смотреть. Раньше ты мог вечером посмотреть кино, чтобы отдохнуть, а сейчас для меня это очередное «визуальное просвещение», которое отнимает энергию.

Какой этап работы у вас самый любимый?

Я обожаю локейшн-скаут. Это моя любимая часть подготовки. Это дает возможность побывать в тех местах, в которых ты никогда бы не оказался просто так. Чувствуешь себя немного исследователем, открывателем. Это всегда маленькое путешествие и приключение, особенно если съемка проходит не в Москве.

Фото №4 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

Фото №4 - Изнанка профессии: Алена Шевченко о том, как режиссеру совмещать коммерцию и творчество

Какой этап работы режиссера объективно самый сложный?

Самое сложное — управлять своими эмоциями и не поддаваться стрессу и панике, когда что-то идет не так. Это влияет на всю команду и на результат.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.