Пометьте в виртуальном календаре: 10 декабря в сообществе «Культура ВКонтакте» в популярной социальной сети появятся 10 видео, которые если не изменят вашу жизнь, то точно поменяют представления о современном искусстве. Здесь будут опубликованы десять видео 5-го сезона образовательной программы Московской биеннале. ELLE первыми узнал, чему они посвящены и почему это важно.

Образовательная программа с самого начала была разработана для обычных зрителей, людей без специального образования. 5-й сезон — рассказ о десяти музеях и выставочных пространствах столицы с интересной программой, но — в силу разных обстоятельств — меньше известных широкой публике, чем они того заслуживают.
В проекте приняли участие:
✓ Музей археологии Москвы,
✓ Музей AZ,
✓ Фонд культуры «Екатерина»,
✓ Фонд RuArts,
✓ Музей Вадима Сидура,
✓ Музей «Собрание»,
✓ Stella Art Foundation,
✓ Музей транспорта Москвы,
✓ Музей Павла и Сергея Третьяковых,
✓ Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

«Перефразируя Уолта Диснея, музей — «место, где люди могут найти счастье и получить знания. Место, где родители и дети могут приятно проводить время в компании друг с другом. Место, где учителя и ученики открывают новые, лучшие пути учения и понимания. Это одновременно и ярмарка, и выставка, и игровая площадка, и место встречи с чудом и красотой». И мне хочется, чтобы люди знали о как можно большем количестве таких «мест встречи с чудом и красотой», — говорит Юлия Музыкантская, президент Московской биеннале.
6 из 10-ти участников 5-го сезона — больше половины — частные инициативы. Каждая серия цикла начинается с рассказа о концепции, коллекции и выставках. На вопросы ведущей отвечают руководители или основатели.
«Это как если бы можно было спросить у самого Третьякова, Щукина или Морозова, почему они выбрали те или иные работы, почему именно так их разместили и что планируют показывать в будущем и когда», — продолжает Музыкантская.

ВКонтакте — главный информационный партнёр образовательной программы Московской биеннале, так как именно эта социальная сеть наиболее популярна в нашей стране. «Команда ВКонтакте прекрасно знает свою аудиторию. В этом сезоне мы постарались работать в максимально тесной коллаборации с коллегами и уже на этапе проработки идеи продумать все детали. Нам хотелось сделать яркий проект, интересный для современных молодых людей. Поэтому автор сценариев всего цикла — Вера Толстая, 19-летняя студентка ГИТИСа. Ведущая 5-го сезона Евгения Гладкина — активный блогер, работающая мама и частый посетитель самых разных выставок, но — не искусствовед. И вопросы, которые она задавала, как нам кажется, именно такие, которые мог бы спросить любой посетитель».
Помимо социальной сети ВКонтакте, 5-й сезон образовательной программы будет размещён на экранах в поездах ОАО «РЖД».

В 5-м сезоне несколько эксклюзивов:
-
Рассказ Зельфиры Трегуловой о новом проекте Государственной Третьяковской галереи, Музее Павла и Сергея Третьяковых. Для посещения этот музей откроется только в 2022 году, но где это, как он связан с основной экспозицией и что там вообще придумали, можно увидеть уже сейчас.
-
Также впервые будут показаны реставрационные мастерские Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Идея образовательной программы Московской биеннале — создавать интересный и понятный продукт для широкой аудитории. Образовательная программа Московской биеннале началась в 2016 году, и уже 5 лет искусствоведы, руководители и основатели музеев, кураторы рассказывают широкой публике об искусстве, классическом и современном, и как эти два, казалось бы, полярных понятия на самом деле тесно связаны.

*Образовательная программа Московской международной биеннале современного искусства проходит при поддержке Минкультуры России.
Партнёры 5-го сезона — Институт развития интернета и ОАО «РЖД».