Кино во время пандемии: главные фильмы фестивальной весны

В американском Остине состоялся первый фестиваль SXSW Online — виртуальная версия мультимедийного шоукейса South by Southwest, в рамках которого каждый год проводится и одноименный кинофестиваль. Объединив хиты недавних Берлинале и «Сандэнса» и добавив к ним кое-что еще, SXSW оказался крупнейшей платформой для премьер новых фильмов, многие из которых были сняты во время и с учетом пандемии. Побывав на фестивале, кинокритик ELLE выбрал его самые яркие эпизоды.

«Последствия»

(The Fallout)

Тот редкий случай, когда с решением жюри — полнометражный дебют Меган Парк был награжден фестивальным гран-при — сложно поспорить: «Последствия» — бесспорно самый запоминающийся фильм 28-го SXSW. Канадская актриса («Втайне от родителей», «Дружба и никакого секса?») и клипмейкер взялась за коварную тему (расстрел школьников), раскрыв ее под смелым и свежим углом: эмоционального раздрая, в котором пребывают все оставшиеся в живых жертвы трагедии. Отдельное откровение — главная роль 18-летней Дженны Ортеги, также замеченной в комедии «День «да» и играющей в новом «Крике». Но хороши тут все: и актеры, и дебютировавший в амплуа кинокомпозитора Финнеас (Парк снимала один из первых клипов Билли Айлиш), и особенно постановщица, виртуозно уловившая язык, на котором говорят современные тинейджеры.

«Я в порядке (Спасибо за вопрос)»

(I’m Fine (Thanks for Asking))

Специальным призом жюри «поливалентной рассказчице» была отмечена Келли Кали — продюсер, режиссер, сценаристка и звезда маленького, но гордого фильма, отчасти профинансированного государственными пособиями времен пандемии. Действие «Я в порядке» происходит на окраинах постковидного Лос-Анджелеса и укладывается в один нелегкий день из жизни матери-одиночки, утром пообещавшей дочери, что следующую ночь они проведут не в душной палатке, а в квартире с вентилятором. В равных дозах смешная и отчаянная, трагикомедия Кали заставляет вспомнить и «Проект «Флорида», и «Землю кочевников».

«Как это заканчивается»

(How It Ends)

Еще одна снятая в постковидном Лос-Анджелесе трагикомедия, еще одна мастерица на все руки в главной роли. Здесь это Зои Листер-Джонс («Новенькая», «Жизнь в деталях»), написавшая, снявшая и спродюсировавшая фильм в тандеме с мужем Дэрилом Вейном. В отличие от Кали, Листер-Джонс в Голливуде далеко не новичок, поэтому ее работу выгодно продают звездные камео: Оливии Уайлд и Брэдли Уитфорда, Фреда Армисена и Хелен Хант, вплоть до сидящей в середине улицы с гитарой инди-дивы Шерон Ван Эттен. Но за главную тут все же Зои, чья героиня шагает на вечеринку по случаю скорого конца света: в сторону планеты летит астероид. 

«Языковые уроки»

(Language Lessons)

Пожалуй, самый симпатичный из снятых за время пандемии и уже обнародованных фильмов — изящно игнорирующий повестку дня (в том смысле, что его сюжет актуален и безо всякой самоизоляции) десктоп-ромком с продюсером Марком Дюплассом в роли богатого калифорнийского гея и режиссером Натали Моралес, дающей ему онлайн-уроки испанского. Обходясь минимальными средствами (двумя актерами и не выходящими за рамки Zoom-окон интерьерами), «Языковые уроки» местами злоупотребляют контекстом (помехи, черный экран и тому подобное), но увлекают и трогают.

«Младенец-ниндзя»

(Ninjababy)

Обязательный для всякого уважающего себя кинофестиваля образец черного юмора по-скандинавски: в фокусе фильма норвежки Ингвилд Све Фликке — нежелательная беременность. Подобно голливудскому «Джуно», он подходит к своей теме с пониманием, остроумием и без оценок, радуя галереей колоритных персонажей второго плана, но основное внимание уделяя главной героине — девушке, узнающей, что в ней живет титульный проказник, когда уже слишком поздно делать аборт. А еще это адаптация комикса, поэтому в фильме довольно много анимационного трюкачества.

«Познакомьтесь с Сельмой Блэр»

(Introducing, Selma Blair)

Душераздирающая документальная лента о некогда популярнейшей актрисе («Жестокие игры», «Хеллбой») и ее борьбе с рассеянным склерозом, поставившим в жизни и карьере Блэр жирное многоточие. Награжденный специальным призом за «исключительную интимность повествования», фильм Рейчел Флейт дает взглянуть на героиню глянца без тени эго или тщеславия. Это суровое и сырое, но упрямо цепляющееся за надежду кино — вероятно, задумывавшееся для того, чтобы у сына Сельмы было верное и детальное представление о матери, но в итоге оказывающееся чем-то куда большим.

«Братья Спаркс»

(The Sparks Brothers)

Как несложно заметить, программой очередного South by Southwest безраздельно властвовали женщины, поэтому мужчинам, дабы не остаться совсем уж не у дел, понадобился джокер в лице сертифицированного классика Эдгара Райта. И надо сказать, что режиссер «Зомби по имени Шон» и «Малыша на драйве» преуспел там, где наступили в лужу многие из его великих предшественников: наделил авторским почерком документальный фильм о рок-группе. А, впрочем, отмечающие полувековой юбилей Sparks пересказ своей истории абы кому не поручили бы, и эффективность их с Райтом альянса видна с первых минут фильма, щеголяющего и пулеметным монтажом, и архивными хрониками, и обилием говорящих голов (от Бека и Фли до Нила Геймана и Майка Майерса), и откровениями самих братьев Мэл.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.