Цветовые палитры и схемы кажутся современным изобретением. Например, Институт цвета Pantone с 1963-го года известен во всем мире как стандартный язык цветовой коммуникации. Тем не менее, на столетие раньше существовал универсальная «Классификация цветов Вернера» (Werner’s Nomenclature of Colours: Adapted to Zoology, Botany, Chemistry, Minerology, Anatomy, and the Arts), адаптированная к зоологии, ботанике, химии, минералогии, анатомии и искусству.
Впервые каталог был опубликован в 1814 году, а после переиздан компанией Smithsonian Books в формате карманного тома. Сама книга была основана на трудах прусского геолога Вернера. Но также его автором значится шотландский художник Патрик Сайм (Patrick Syme), который использовал работы Вернера с цветом для создания практического руководства по определению оттенков в естественной среде при поддержке шотландского натуралиста Роберта Джеймсона (Robert Jameson).
Перечень подобен томику поэзии: кроваво-красный, угольно-черный, королевский желтый, китайский синий, горный зеленый оттенки. Карманная версия включала более ста образцов краски в сопровождении изящных рукописных описаний и примеров, где в природе можно увидеть интересующий цвет. Например, №49 черно-зеленый: надкрылье жука майка фиолетовая, темные жилки на листьях кайенского перца, камень серпентин цвета змеиной кожи. Во время исследовательской экспедиции 1831-1836 годов Чарлз Дарвин использовал каталог Вернера для точности описания своих заметок.
Конечно, нельзя считать классификатор Вернера абсолютно безошибочным и непогрешимым. В конце концов, образцы в книге были обречены на постепенное обесцвечивание. Сегодня в нашей жизни цвет стал строкой чисел, отображаемых на мониторе компьютера или экране смартфона. Но в свое время книга дала миру прекрасный универсальный язык, на котором можно было рассказать о чем-то неосязаемом и чрезвычайно личном — от описания человеческой кожи и драгоценных камней до обратной стороны крыла бабочки.