Театр «Современник» посвятил премьеру «Папа» памяти Галины Волчек

Спектакль «Папа» в театре «Современник»

Театр «Современник» представляет в пятницу особую премьеру — спектакль «Папа», который все его участники во главе с известным режиссером, руководителем израильского театра «Гешер» Евгением Арье посвящают Галине Борисовне Волчек, сообщил журналистам после генеральной репетиции режиссер спектакля.

В конце декабря 2019 года в возрасте 86 лет скончалась народная артистка СССР Галина Волчек, которая ранее была художественным руководителем «Современника».

Для Галины Борисовны

«Я ставил этот спектакль для Галины Борисовны, — сказал Арье. – Несмотря на свою занятость, ведь за мной свой театр, я сделал все возможное, чтобы поставить спектакль с Галиной Борисовной на сцене «Современника». Это была ее инициатива, ее настойчивое желание, и я хотел сделать это ради нее. Но когда в середине репетиций она покинула нас, наступили очень тяжелые дни, и даже в какой-то момент я не знал, как буду продолжать репетировать дальше…».

Волчек сказала, что готова принять любое предложение режиссера, и Арье выбрал пьесу французского писателя Флориана Зеллера, в которой, по его словам, идет речь не о чем-то глобальном, общефилософских идеях, а о человеке, его проблемах, что всегда было самым главным для театра Волчек.

«Я плакал, когда читал первый раз эту пьесу, — признался режиссер. — И не потому, что я уже сам не молод и стал сентиментальным. Тема пьесы – это тема нашего ухода из жизни — сегодня чрезвычайно важна. Мы стали жить дольше, и наш уход не всегда простой и для самого старого человека, и для его близких. Мне понравилось, что эта пьеса не вообще о гуманизме, а об очень конкретных человеческих проблемах, которые в той или иной степени нас всех касаются или могут коснуться».

Главные герои в пьесе — стареющий отец (Андре) — человек в критическом состоянии, беспомощный, переставший ориентироваться в реальности, и взрослая дочь, ее зовут Анна, для которой важно дать близкому человеку свою любовь и заботу, но и сохранить свою собственную жизнь. Это очень трудно и больно и для него, и для нее.

Главных героев сыграли ведущий актер «Современника» Сергей Гармаш и дебютантка на этой сцене, известная актриса кино Виктория Толстоганова, которую посоветовали режиссеру на эту роль Волчек и Гармаш.

По словам Арье, он получил огромное удовольствие от работы с этими артистами, потому что «это не только высокий профессионализм, но максимальная заинтересованность в таком разговоре». «И это касается всех, кто участвовал в спектакле, я говорю это от чистого сердца, абсолютно искренне», — подчеркнул Арье.

Посвящение Учителю

«Для меня Папа – долгожданная роль, — сказал Гармаш. – На протяжении шести – семи лет, отвечая на вопрос, что хотите сыграть, я говорил: хочу сыграть самого слабого, потерянного, беззащитного человека. И это слышала Галина Борисовна. А когда появилась пьеса «Папа», она очень хотела, чтобы я сыграл эту роль. И свою работу я посвящаю Галине Борисовне Волчек, это наше общее желание, всех, кто участвовал в спектакле, мы посвящаем его своему Учителю. Спасибо ей огромное за все».

По словам актера, «Папа» — пьеса на все времена, у каждого в семье может случиться такое. «Для меня лично невероятно важно, чтобы люди, которые попадают в такие сложные ситуации, не только недодали заботы и любви своим родителям, близким людям, но и не потеряли себя», — подчеркнул актер.

Неисчерпаемая тема

Виктория Толстоганова, которая первый раз работает в «Современнике», призналась, что замечательно чувствовала себя в этом коллективе в течение двух с небольшим месяцев репетиций.

«Я испытываю невероятную благодарность за эту возможность работать с такими людьми, замечательными артистами в таком театре», — сказала актриса.

«Работать с режиссером, который приходит на репетицию с готовым решением, со своими мыслями, глубиной проработки материала — это же прекрасно. Взрослая дочь и стареющий больной отец, между ними очень не простые отношения – обиды и раздражение, нежность и любовь. Это неисчерпаемая тема, и я думаю, что дальше мы будем обнаруживать и открывать все новые и новые пласты в этой истории…», — отметила она.

Царица, актриса, режиссер. Какой была Галина Волчек

Галину Волчек с детства окружал мир кино: ее отец Борис был известным кинооператором, в их доме бывали Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм. Ярчайшая представительница театрального поколения "шестидесятников", Галина Волчек всегда была в центре столичной художественной жизни. На фото — с Владимиром Высоцким.

Сразу после Школы-студии МХАТ Волчек присоединилась к Олегу Ефремову, Евгению Евстигнееву и Олегу Табакову, которые создали Студию молодых актеров, вскоре превратившуюся в театр "Современник".

В 1972 году Олег Ефремов ушел во МХАТ, и худруком труппа избрала Галину Волчек.

"Современник" должен реагировать на то, что происходит в жизни, у театра и его творцов должно быть острейшее чувство времени, которое меняется с невероятной быстротой и силой" — так понимала свою задачу на этом посту Галина Борисовна.

В спектакле "Спешите делать добро", поставленном Галиной Волчек по пьесе Михаила Рощина в 1980 году, участвовали все звезды театра: Лия Ахеджакова, Нина Дорошина, Марина Неелова, Герман Коваленко, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский, Алла Покровская.

Выбор драматургического материала Галина Борисовна определяла так: "Главное — какие темы, проблемы, вопросы, затронутые в пьесе или прозе, могут сегодня "катапультировать" зрителя из его удобного домашнего кресла".

Не забывала Волчек и о кино. Яркая внешность, мастерство перевоплощения — роли ей предлагали постоянно.

На этом фото, сделанном в гримерной киностудии "Мосфильм", актрису узнать сложно: здесь она в образе мадам Ренессанс из комедии "Маяковский смеется" по мотивам пьесы "Клоп".

Галина Борисовна признавалась, что "выбрала режиссуру сразу и никогда не рвалась на сцену".

Первая ее постановка — "Двое на качелях" 1962 года.

Всего же за свою карьеру Волчек поставила почти 40 спектаклей, многие из которых шли и идут с постоянными аншлагами.

А еще именно она стала первым советским режиссером, поработавшим в США. В 1978 году в Хьюстоне Волчек поставила спектакль "Эшелон" Михаила Рощина.

Одна из последних актерских работ Волчек на сцене — Марта в спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1984 год).

Драму с элементами черной комедии в версии Валерия Фокина тепло встретили зрители, а критики особенно отмечали роли Волчек и Марины Нееловой (Хани).

В 1961 году у Галины Волчек и актера Евгения Евстигнеева родился сын Денис, теперь известный кинорежиссер.

Уже через три недели после родов Галина Борисовна репетировала.

Такие "домашние" моменты, как на этом снимке из дачного поселка в Переделкино, очень редки. Но именно по ним можно судить о том, какой Волчек была "за кулисами". Несмотря на большую занятость в театре и кино, Галину Борисовну никто не освобождал от забот по дому и семейных хлопот. Это фото, можно сказать, раритет.

"Наша профессия вбирает в себя все: работа с актером, знание литературы, музыки, сценографии. Но главное — внимание, интерес к человеку", — говорила Галина Волчек.

За тонкую, почти филигранную работу с артистами ее и любила труппа. На этом фото Волчек репетирует с одной из своих любимых актрис — Мариной Нееловой.

Когда худруку "Современника" исполнилось 85 лет, ее театр въехал на свою историческую сцену на Чистых прудах — после длительной реконструкции.

На праздничном вечере худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт признался: "Хочется сказать что-то очень нежное, честное и остроумное, но это вещи несовместные, поэтому приходится быть искренним. Мудрость — это кладезь склероза, что-то возникает спонтанное и сразу исчезает… Двенадцати худрукам московских театров за 80, суммарно мы старше Москвы… А героиня сегодняшнего бала — Галечка Волчек — она царица!"

1 из 10

Галину Волчек с детства окружал мир кино: ее отец Борис был известным кинооператором, в их доме бывали Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм. Ярчайшая представительница театрального поколения "шестидесятников", Галина Волчек всегда была в центре столичной художественной жизни. На фото — с Владимиром Высоцким.

2 из 10

Сразу после Школы-студии МХАТ Волчек присоединилась к Олегу Ефремову, Евгению Евстигнееву и Олегу Табакову, которые создали Студию молодых актеров, вскоре превратившуюся в театр "Современник".

В 1972 году Олег Ефремов ушел во МХАТ, и худруком труппа избрала Галину Волчек.

"Современник" должен реагировать на то, что происходит в жизни, у театра и его творцов должно быть острейшее чувство времени, которое меняется с невероятной быстротой и силой" — так понимала свою задачу на этом посту Галина Борисовна.

3 из 10

В спектакле "Спешите делать добро", поставленном Галиной Волчек по пьесе Михаила Рощина в 1980 году, участвовали все звезды театра: Лия Ахеджакова, Нина Дорошина, Марина Неелова, Герман Коваленко, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский, Алла Покровская.

Выбор драматургического материала Галина Борисовна определяла так: "Главное — какие темы, проблемы, вопросы, затронутые в пьесе или прозе, могут сегодня "катапультировать" зрителя из его удобного домашнего кресла".

4 из 10

Не забывала Волчек и о кино. Яркая внешность, мастерство перевоплощения — роли ей предлагали постоянно.

На этом фото, сделанном в гримерной киностудии "Мосфильм", актрису узнать сложно: здесь она в образе мадам Ренессанс из комедии "Маяковский смеется" по мотивам пьесы "Клоп".

5 из 10

Галина Борисовна признавалась, что "выбрала режиссуру сразу и никогда не рвалась на сцену".

Первая ее постановка — "Двое на качелях" 1962 года.

Всего же за свою карьеру Волчек поставила почти 40 спектаклей, многие из которых шли и идут с постоянными аншлагами.

А еще именно она стала первым советским режиссером, поработавшим в США. В 1978 году в Хьюстоне Волчек поставила спектакль "Эшелон" Михаила Рощина.

6 из 10

Одна из последних актерских работ Волчек на сцене — Марта в спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1984 год).

Драму с элементами черной комедии в версии Валерия Фокина тепло встретили зрители, а критики особенно отмечали роли Волчек и Марины Нееловой (Хани).

7 из 10

В 1961 году у Галины Волчек и актера Евгения Евстигнеева родился сын Денис, теперь известный кинорежиссер.

Уже через три недели после родов Галина Борисовна репетировала.

8 из 10

Такие "домашние" моменты, как на этом снимке из дачного поселка в Переделкино, очень редки. Но именно по ним можно судить о том, какой Волчек была "за кулисами". Несмотря на большую занятость в театре и кино, Галину Борисовну никто не освобождал от забот по дому и семейных хлопот. Это фото, можно сказать, раритет.

9 из 10

"Наша профессия вбирает в себя все: работа с актером, знание литературы, музыки, сценографии. Но главное — внимание, интерес к человеку", — говорила Галина Волчек.

За тонкую, почти филигранную работу с артистами ее и любила труппа. На этом фото Волчек репетирует с одной из своих любимых актрис — Мариной Нееловой.

10 из 10

Когда худруку "Современника" исполнилось 85 лет, ее театр въехал на свою историческую сцену на Чистых прудах — после длительной реконструкции.

На праздничном вечере худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт признался: "Хочется сказать что-то очень нежное, честное и остроумное, но это вещи несовместные, поэтому приходится быть искренним. Мудрость — это кладезь склероза, что-то возникает спонтанное и сразу исчезает… Двенадцати худрукам московских театров за 80, суммарно мы старше Москвы… А героиня сегодняшнего бала — Галечка Волчек — она царица!"

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.