Миф о хорошем парне: что не так с идеей, что женщины выбирают плохишей

Есть вещи, которые считаются аксиомами. Их принимают на веру, не трудясь поискать доказательства. Например, распространён стереотип, что женщины любят плохих парней. Такому мужчине достаточно посмотреть на девушку, и она рухнет ему в объятья — прямо как в кино.

Это довольно вредная идея. Чтобы понять почему, можно заглянуть на мужские форумы (хотя кому мы врём, на пикап‑ресурсы) и увидеть сотни жалоб: «Я люблю девушку, но она выбрала другого. Это потому, что им нравятся плохиши, а я хороший». Ну а затем мы имеем дело с огромной веткой комментариев с рекомендациями, как стать хуже. Советчики хвастаются, что их эта тактика не подвела. Правда, в качестве доказательств обычно приводят одноразовый секс, а не долгосрочные гармоничные отношения, но это уже тема другого разговора.

А мы вернёмся к хорошим парням. Конечно, любому отвергнутому удобно считать, что ему сказали нет, потому что он чрезмерно положителен. Это гораздо проще, чем копаться в себе и разбираться в нюансах. А они есть.

Непонятно, что такое хороший парень, а что — плохой

Категории «хороший» и «плохой» относительно людей — это вообще что‑то из подросткового восприятия мира. В древнеегипетской мифологии после смерти человека бог Анубис взвешивал его сердце и определял, какие поступки перевесят — положительные или отрицательные, — и так решал, каким был оцениваемый. Пока человек жив, наклеивать на него ярлык рановато.

Конечно, есть красные флаги в поведении, которые красноречиво говорят, что от парня надо держаться подальше. Но в основном однозначно оценить кого‑то сложно. Если он вчера собачку пнул, а сегодня незрячего через дорогу перевёл — он плохой или хороший? Или, скажем, поведение человека, который состоит в отношениях, но занимается сексом с кем‑то ещё, скорее оценят как негативное. А если он полиамор и они с партнёром оба согласны на это?

Многие качества в принципе сложно маркировать, и особенно это касается отношений. Что для одного неприемлемо, для другого очень привлекательно. В общем‑то, гармоничный союз — это вовсе и не общение двух хороших людей. Это взаимодействие партнёров, подходящих друг другу.

Неизвестно, правда ли хороший парень — хороший

В схеме «женщины любят плохих парней и отвергают хороших» непонятно, кто решил, что вот этот — хороший, а другой — не очень. Если девушка говорит: «Ты отличный, но мы не можем быть вместе», это ровным счётом ничего не значит. Мало кто после «Давай останемся друзьями» реально решает ими быть. Да и словами «Дело не в тебе, а во мне» никого не обманешь.

Когда говорят, что кого‑то отвергли, потому что он слишком хороший, мы принимаем это на веру. Что нормально: человек и так страдает, ему нужна поддержка. Сразу после отказа вряд ли стоит выяснять, не сделал ли он что‑то не так. Но вряд ли мы буквально имеем в виду, что он чересчур хороший, чтобы строить с ним отношения. Потому что строгая категоризация людей — фикция, это мы уже выяснили.

А вот громкие заявления человека в том, что он очень классный и его отвергли именно поэтому, уже вызывает подозрения и желание разобраться в поступках. И нередко выясняется, что дело вовсе не в его исключительной идеальности, а в одной их следующих вещей.

Хорошесть зачастую — это стратегия

«Слишком хорошие» парни, которые возмущаются, что женщины любят плохих, нередко делают одобряемые вещи в попытках что‑то за это получить. Благодарность, любовь, доброе отношение, секс. То есть в его голове это сделка, обмен: я стараюсь, но и ты мне за это кое‑что должна. Но только бартер возможен, когда оба участника заранее оговорили условия. Если второй человек понятия об этом не имеет, можно сколько угодно потом обижаться, что предпринимал усилия, но ничего за это не получил.

Истинно классные парни (если уж мы всё-таки взялись делить людей на категории) делают хорошие вещи не потому, что надеются на награду. Это их нормальное поведение, они иначе не могут. Но и вопросов, почему он «открыл перед ней дверь, а она не прыгнула в постель» у них не возникает. Ведь они всем подряд придерживают двери, если кто‑то в этом нуждается, а не только ради секса.

Если быть хорошим — стратегия, выбор, а не естественное поведение человека, это часто считывается. Люди любят разных, но не неискренних.

«Хороший» — нередко эвфемизм для «скучный»

Сложно представить себе ситуацию, когда женщина говорит подругам: «Вася защитил докторскую в 24 года, прыгает с парашютом, знает, где лучшие вечеринки, и сразу понравился моим родителям. Нет, ничего не получится. Он слишком хороший». Скорее это будет спич вроде такого: «Вася не любит клубы, потому что «туда ходят одни маргиналы». Да и вообще в пятницу надо ложиться спать не позже десяти. Режим нельзя нарушать, потому что все выходные он проводит с мамой. Он такой хороший, но у нас ничего не выйдет».

Достаточно посмотреть, как обычно расшифровывают, что такое «хороший парень», — не пьёт, не курит, не бьёт, не изменяет. Все определения через «не». Создаётся впечатление, что быть положительным просто, для этого достаточно не делать ничего вопиюще плохого. Правда, этого маловато, чтобы быть интересным, причём для любого пола.

Отношения — больше не то, что необходимо для выживания, они существуют для обоюдного удовольствия. Мало кому хочется их иметь с человеком, все характеристики которого касаются того, что он не делает. А хорош‑то он в чём? Интеллект, харизма, чувство юмора? Ну хоть что‑то?

«Хорошесть» — повод для белого пальто

Навешивать ярлыки плохо, но проблема «хороших» парней (не путать с хорошими без кавычек) как раз в том, что они это делают виртуозно. Они назначают себя на роль положительных персонажей, но это не самое страшное. Гораздо хуже, что такой мужчина чётко знает, какой должна быть приличная женщина. И будет навязчиво это озвучивать, накинув ослепительно белое пальто — может себе позволить, ведь себя он считает эталонно прекрасным.

Он будет говорить, что делать и чего не делать, куда ходить и куда не ходить. Препятствовать общению с подругами, потому что они научат плохому. Запрещать вечеринки, потому что это занятие для проституток, а нормальные девушки дома сидят и борщ варят. Возможно, он не будет говорить прямо. Но вполне может всё это наныть. Только вот манипулировать и следить за каждым шагом — это черта абьюзеров, а не хороших людей.

При этом сам он своё поведение улучшать никогда не будет — ведь он и так прекрасен и именно это считает проблемой.

Неясно, почему плох плохой парень

Мы уже разобрались с тем, что навешивать ярлыки нездорово. И тем не менее давайте разбираться: плохой — это какой? Вот Дамиано Давид из группы Måneskin, от которого снесло голову у девочек, девушек, бабушек по всему миру, — у него типаж явно плохого парня. Но что он делает: вызывающе одевается, наносит макияж, поддерживает ЛГБТ и фемповестку, состоит в долгосрочных отношениях. И даже его тест на наркотики оказался отрицательным. Ужасный, ужасный человек!

Плохим оказаться, в общем‑то, довольно просто, достаточно хоть чем‑то выделяться. Когда сам назначаешь себя отличным парнем, конечно, все соперники — отвратительные люди. Но дело в том, что некоторых качеств, которые приписываются плохим, на деле очень не хватает «хорошим». Например, таких.

Умение говорить о своих потребностях

Полно историй, как «хороший» мальчик пишет: «Я за ней ходил полгода, и ничего. А Вася сказал, что она сексуальная и он бы с ней переспал, и она ушла с ним. Девочки любят плохишей». Но, может, женщинам просто нравятся те, кто умеет сформулировать, что им вообще надо? Вася хотел секса, она хотела секса — идеальный мэтч.

И это касается всех ситуаций. Когда человек озвучивает свои желания, с ним легко иметь дело. Не надо играть в угадайку, а потом выслушивать претензии за отсутствие навыков телепатии. Все карты уже на столе, и можно решать, что с ними делать.

Склонность к нарушению правил

Хороший не значит конформный. Иногда бунт против правил и общепринятых норм — как раз способ проявить себя с лучшей стороны. Просто важно, о чём идёт речь.

Грабёж и мошенничество — определённо нарушение правил. Но протестовать против сноса исторического здания или поддержать ЛГБТ — тоже оно. И это вещи с разной окраской. Более того, в случае, например, буллинга нередко для жертвы жизненно важно, чтобы кто‑то нашёл в себе силы не примкнуть к толпе и встать на её сторону.

Умение быть против всех, против общепринятого, если это нужно для чего‑то хорошего, — суперсила, которая привлекает.

Стремление хорошо выглядеть

Может, внешность не главное — но важное. Но «хороший» парень думает о внутреннем наполнении — зачем ему вторые джинсы и мыться каждый день? (Однако нередко девушка при этом бесконечно ему должна, в том числе и выглядеть прекрасно.)

Готовность к экспериментам в сексе

У «хорошего» мальчика много установок, стереотипов и правил, из‑за которых сложно быть открытым к новому. Ведь он всё ещё знает, как должна вести себя приличная женщина — совсем не так, как особа, получающая удовольствие от секса.

Успех в своём деле

«Хорошие» мальчики любят обвинять женщин в меркантильности и знают миллион оправданий, почему достижения — это плохо. Наверняка состоявшиеся люди шли по головам. Да и вообще это связи и блат, а сами они ничего из себя не представляют.

Но на самом деле привлекательно, когда человек чем‑то увлечён и успешен в этом. Не обязательно зарабатывать миллионы, но понимать, кто ты и что делаешь, желательно. Тянутся к огню, а для этого надо чем‑то гореть.

Никто не ищет плохого человека в партнёры специально

Люди нередко оказываются в отношениях с кем‑то, кто делает их несчастными. Партнёры не обязательно плохие, достаточно быть неподходящими — с этим мы уже определились. Но даже если существует человек, плохой во всех измерениях, мало кто ищет себе отвратительную пару целенаправленно. Сложно представить, что девочка в детстве мечтает, как встретит принца и сможет прикладывать пакетик мороженого горошка к синяку под глазом и вытирать его рвоту, когда он приходит с гулянок пьяным и в чужой губной помаде.

Женщины выбирают мужчин, которые в моменте кажутся им хорошими. А дальше как повезёт. Кто‑то может и дальше считать партнёра лучшим на планете. Кто‑то рвёт связь с мыслью: «Да уж, а казался таким классным». Возможны заблуждения из серии «Со всеми он вёл себя плохо, но со мной — совсем по‑другому, моя любовь изменит его». Но и в этом случае очевидно, что девушка не ищет кого‑то отвратительного. Она просто считает, что в оболочке Чудовища скрывается прекрасный мужчина, которого надо расколдовать. (Спойлер: это не работает.)

Хорошесть не даёт права на обязательную любовь

Всякое бывает, поэтому мы должны обговорить ещё одну ситуацию. Допустим, наш герой — по‑настоящему хороший парень: умный, добрый, ответственный, амбициозный, способный к адекватному поведению в различных ситуациях, понимающий свои потребности и эмоции и так далее. Но всё равно девчонки полюбили не его. Даже не девчонки, а одна — та, что хотелось. Так бывает. И соперник‑то намного хуже него, а может быть, даже отъявленный негодяй.

Но, скорее всего, его отвергли не потому, что он слишком классный. А потому, что даже исключительные качества не гарантируют любви. Нет методички «Делай вот так, и тебя полюбят», что бы там ни пытались продать инфоцыгане. Искренние чувства нельзя заслужить.

Выбранный человек может симпатизировать другому по миллиону причин. Дело не в вас, а в нём. (И тут время вернуться к тому, с чего начали.) Не потому что он хороший или плохой. А потому что он в этот момент кажется подходящим. Но и вас подходящий партнёр тоже где‑то ждёт.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.