В 2016 году писатель и критик Джесса Криспин опубликовала книгу Creative Tarot: a Modern Guide to an Inspired Life. Произведение было призвано помочь творческим людям выйти из креативного ступора и «добраться до чего-то более эмоционального и интуитивного», нарисовав собственную колоду Таро. Раскладка карт не имеет серьезного отношения к оккультизму. Это игра с идеями, которые располагаются в плоскости между фактами (какую карту вы рисуете) и воображаемыми интерпретациями (что она значит).
Таро не дает никаких точных ответов — все карты имеют более одного возможного значения, — но переход от одного изображения к другому рождает внезапные откровения. Это все равно что играть главную роль в истории, и одновременно наблюдать за ее развитием со стороны.
Однако, один художник, по-видимому, воспринимал Таро гораздо серьезнее. Это был Сальвадор Дали. Причем, история возникновения колоды его авторства, действительно, очень любопытная!
Изначально продюсер бондианы — Альберт Р. Брокколи — попросил испанского художника разработать 78 карт в качестве реквизита для фильма «Живи и дай умереть» 1973 года. Возможно, на эту мысль его натолкнула сюрреалистическая колода игральных карт, которую Дали разработал в 1967 году. После того как сделка провалилась, творец, тем не менее, продолжил работать над своими таинственными рисунками, которые были в итоге опубликованы в 1983–1984 годах.
Сам Дали появляется в колоде, довольно нескромно, в виде 1 старшего аркана — «Мага». Его фигура надменно смотрит на зрителя в окружении атрибутов из некоторых его самых известных работ, включая часы, плавящиеся на краю стола. Вечная муза — Гала — предстала в образе 3 старшего аркана, «Императрицы».
Более 90% рисунков в колоде — это коллажи из различных исторических шедевров: статуя «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони», «Юноша среди розовых кустов» Хиллиарда, «Смерть Юлия Цезаря» Камучини и другие. Таким образом легендарный каталонец хотел перебросить мост между прошлым и настоящим, объединяя разнообразные художественные приемы.
Некоторые карты «по Дали» несут особый смысл и помогают трактованию. Например, 13 старший аркан «Смерть», на котором изображены ветви, растущие из окутанной тканью фигуры, и ярко-красная роза, торчащая из пустынного ландшафта, — элегантное напоминание о том, что карта обычно означает нечто большее, чем неизбежный процесс угасания.
В 1970-е годы, когда создавалась арт-колода, Таро переживали бум популярности, особенно среди хиппи, которые использовали их как для познания будущего, так и для толкования сновидений. Дали позволил сделать размер игральных карт больше и длиннее стандартных.
В своей рецензии на знаменитую колоду в арт-издании Apollo отмечают, «глядя на рисунки самих карт, можно задаться вопросом — знал ли Дали, художник, который всю свою жизнь тщательно создавал себе репутацию Джокера в колоде, что во многих раскладках Таро главный козырь — это не „Маг“, а „Дурак“»?
11 мая 2021