Новый год в Большом! Ана Туразашвили — балерина финального вальса «Щелкунчика»

ELLE Для начала — давайте знакомиться! Расскажите читателям немного о себе и об особенном моменте, связанном с Большим театром.

АНА ТУРАЗАШВИЛИ Я родилась в Грузии, в Тбилиси, с детства интересовалась балетом и, находясь так далеко, все время мечтала о Большом театре. Закончила учебу я уже в Москве. Самый особенный для меня момент в жизни — когда я стояла на кастинге в Большом театре, а потом мне позвонили и сказали: «Принята. Завтра репетиция „Жизель“». Такие моменты никогда не забываются! Это было то, ради чего я так много лет ежедневно старалась. 

Фото №1 - Новый год в Большом! Ана Туразашвили — балерина финального вальса «Щелкунчика»

Фото №1 - Новый год в Большом! Ана Туразашвили — балерина финального вальса «Щелкунчика»
Винтажное платье из бархата и шелка, 1980-е; винтажные клипсы с кристаллами, 1990-е. Все — VintageDream

Один маленький секрет Большого, который, возможно, мало кто знает. 

Расскажу один милый секретик, которого, думаю, зрители не знают. Каждый раз, когда открывается наш огромный знаменитый золотой занавес, в центре, на сцене стоит специальный человек. Работает техника, но он придерживает занавес рукой и, по сути, его открывает. Это первый человек, которого всегда видят все артисты балета за секунду до начала спектакля. 

В Новый год принято подводить персональные итоги. Чем профессионально из приятного запомнился вам 2021-й?

Честно говоря, я никогда не подводила персональные итоги. Не считала необходимым привязываться к определенной дате, чтобы что-то успеть или переживать, что не успела. Но если вспоминать сезон, то, конечно, это наша премьера «Мастера и Маргариты». Она была в задумке у хореографа Эдварда Клюга семь лет, а потом ее откладывали два года из-за ковида. Мы все к этому долго шли. Было много ожидания и даже опасений, как сделать все это настолько красиво. Но, личное мое мнение, нам удалось передать атмосферу книги без слов. Я с первого дня участвовала в постановочных репетициях, чему несказанно рада. Я танцевала партию Геллы.

А какие планы у вас на 2022-й?

Нужно просто делать то, что ты хочешь, и делать это хорошо, без оглядки на конкретные цифры. С азартом, с энтузиазмом. И с благодарностью принимать все возможности и самой их тоже создавать. 

Фото №2 - Новый год в Большом! Ана Туразашвили — балерина финального вальса «Щелкунчика»

Фото №2 - Новый год в Большом! Ана Туразашвили — балерина финального вальса «Щелкунчика»
Жакет из бархата и тафты, Yves Saint Laurent, 1980-е; клипсы c ювелирным стеклом, VRBA, 1980-е; колье KJL с кристаллами, 1960-е. Все — VintageDream.

Вы участвуете в постановке «Щелкунчика»? А была ли у вас когда-то возможность посмотреть ее как зритель? Что вас, как балерину, больше всего восхищает и завораживает в этой постановке? Можете выделить отдельный фрагмент?

Да, я участвую в «Щелкунчике» уже много-много сезонов. Интересно, что впервые, как зритель, я посмотрела постановку в Тбилиси. Сам Юрий Николаевич Григорович приезжал и ставил версию Большого у нас в театре. Я тогда занималась в училище и с удовольствием смотрела спектакль. Считала, что он самый прекрасный из всех! И через год мне выпала возможность станцевать в Тбилисском театре оперы и балета маленького Щелкунчика в первом акте. В Москве его тоже танцуют дети, учащиеся академии. Этот спектакль уникальный: он кажется детским, но на самом деле очень драматический, это заложено в музыке Чайковского. Юрий Николаевич это идеально прочувствовал и сделал более взрослого «Щелкунчика», который интересен и детям. 

Отдельный костюм выделить невероятно сложно! Там все идеально! Нет никаких современных лазеров, проекций, они очень простые, но им абсолютно веришь. Театральный художник Симон Вирсаладзе был настоящим гением театрального костюма. Если все же надо выделить кого-то… Я бы выбрала костюм Французской куклы с барашком, он невероятно передает костюм своей страны. Очень много деталей, которые придают этому спектаклю особое настроение.  

Партия вашей мечты? И с кем вы мечтаете выйти на одну сцену? 

Очень непростой вопрос. Когда ты ежедневно в профессии много лет, начинаешь меньше об этом задумываться. Я бы назвала «Бриллианты» Джорджа Баланчина из балета «Драгоценности». Несмотря на то, что это бессюжетный балет, я вижу в нем так много смысла, элегантности, стиля. Передать это совсем непросто, мне бы хотелось попробовать. 

Я выходила на сцену со многими великими артистами. Например, с Ниной Ананиашвили мы разделяли одну сцену, в детстве она была моим кумиром. Можно даже сказать, что из-за нее я пошла в балет. Посмотрим, что предложит будущее. 

В Большом театре есть что-то наподобие музея, где можно увидеть старые костюмы, которые носили балерины в прошлом? 

Да, конечно, у нас есть музей. И там хранятся не только костюмы, но и многочисленные афиши, фотографии, книги всех времен. Это очень интересное место. Часть костюмов из музея экспонируется в фойе Большого театра, например, под юбилей наших артистов. 

Как сегодня, по вашим ощущениям, изменились балетные костюмы? Они по-прежнему соответствуют неким золотым стандартам? Или в них появляются современные элементы? 

Про балетный костюм можно много и долго говорить, это очень сложная конструкция во всех смыслах. Тем более что в них нужно еще и танцевать! Изменились прежде всего материалы, которые делают процесс пошива проще, при этом не сковывают движений. Но есть и золотой стандарт. Это, конечно, пачка. Думаю, зрители больше всего любят этот костюм, уж больно он необычный. Это всегда только балет!

ELLE.ru благодарит пресс-службу Большого театра за помощь в организации съемки и интервью.

Фото: Алексей Дунаев

Стиль: Екатерина Кассина

Ассистенты стилиста: Данил Хорунжий, Дарья Никитюк, Алина Орлова

MUAH: Дмитрий Чернушенко, Анна Чернова @The Agent, Юлия Шитова

Продюсер: Елена Серова

Ассистент продюсера: Нелли Косарева.