Фото: IGOR VAVILOV
Текст: IVAN AFANASIEV
Алена Михайлова возникла в российском кино внезапно, как вспышка. Окончив Пермский государственный институт культуры, переехала в Москву, хотя устроиться удалось не с первого раза. В 2019 году громко дебютировала на «Кинотавре» с дерзкой драмой «Люби их всех», где сыграла сразу три роли. Девушку с необычными — резковатыми и одновременно изящными — чертами лица заметили сразу. В 2020-м успех Алены закрепили сразу два громких проекта — «Водоворот» и те самые «Чики», где Михайлова сыграла блондинку Марину. Недавно Алена снова снялась в сериале — на этот раз в черной комедии «Секреты семейной жизни» о современной российской молодой паре. Муж (Петр Скворцов), помешанный на соцсетях и отфотошопленных моделях, выводит из себя ревнивую и уставшую от брака супругу Полину (ее и играет Алена).
ELLE Судя по синопсису «Секретов семейной жизни», твоя героиня очень похожа на тебя: «Интроверт и полная противоположность Никиты; ее профили в социальных сетях скрыты от посторонних глаз, она не пытается никому понравиться и не делится личными переживаниями». Это так?
АЛЕНА МИХАЙЛОВА Смешно — на прошлом интервью мне говорили совершенно обратное. Мне кажется, мы с ней похожи. В плане того, что она ревнивая, импульсивная, какая-то нервная… Но по-своему смешная.
Насколько я знаю, ты как раз взялась за этот проект из-за жанра черной комедии. При этом в одном из интервью ты говорила, что комедии как раз не жалуешь.
Да, не жалую, но мне понравился сценарий. Я на тот момент прочитала две или три готовые серии, и это было очень смешно. Я подумала: сколько уже можно бояться, настало время попробовать новое. Раньше я опасалась комедий, мне казалось, что это совершенно не мое кино. Со времен института я всегда играла роли «тяжелых» персонажей, мне постоянно приписывали драмы. Опыта в чем-то комедийном у меня не было совсем. Взявшись за этот проект, я поняла, что черная комедия — один из самых сложных жанров. Он требует очень «тонкого существования» в кадре: чуть пережмешь — и шутка не работает.
Ты говорила, что тебе трудно принять себя на экране. Ты как-то стараешься работать над самооценкой?
Безусловно, я работаю над собой. Начнем с того, что сейчас я уже спокойнее к этому отношусь, чем в начале карьеры. До недавнего времени мне казалось, что я уже полностью себя приняла. Но потом я сбрила волосы, вышла из привычного эффектного образа, за который, как мне казалось, меня любили, — и поняла, что проблема на самом деле никуда не делась. Причем дело не в людях — они-то меня как любили, так и любят. Это мне самой сложно воспринимать себя в новом образе. Очень лег — ко «любить себя», обвесившись кучей мишуры — выкрасив волосы, прицепив дреды, и полагать, что ты себя принял. Гораздо сложнее предстать перед собой таким, какой ты есть. Прежде всего надо работать над своим внутренним содержанием. Это не значит, что я снова не сделаю дреды. (Смеется.)
Ты достаточно раскрепощенный человек на экране. Как нужно играть наготу и секс, чтобы это выглядело хорошо?
Как это будет выглядеть — зависит от режиссера и оператора. Также важно, чтобы это было в контексте сценария. Порой встречаются люди, которые хотят, чтобы в каждой сцене был секс, — как будто это спасет их слабый матери — ал. На площадке лично я себя никак не настраиваю, это бесполезно. Минутная неловкость никуда не денется. Нужно погружаться в персонажа, концентрироваться на роли, а не на собственных зажимах и комплексах. Как в медитации, стараюсь отключить свой ум, который генерирует установки и оценочные суждения: я некрасивая, толстая, худая, прыщавая… Нужно просто раствориться в моменте.
Ты часто говоришь, что любишь одиночество. При этом работа актера подразумевает светскость. Нет какого-то внутреннего рассинхрона?
Да, полный рассинхрон! Я закрытый человек, и, возможно, эта профессия дана мне для того, чтобы проработать свои зажимы и страхи. В будущем станет ясно, зачем все это было нужно, но пока я в процессе покидания кокона. Как и большинство, я состою из противоречий: сегодня могу сказать одно, а завтра другое. Но и то и другое будет чистой правдой.
Кстати, о противоречиях. Ты говорила, что обожаешь одиночество, но актерство — это всегда выход из зоны комфорта. Как тебе с этим живется?
Когда я шла в эту профессию, я нуждалась во внимании, известности, похвале, любви и признании. Оказалось, что это нужно было «маленькой Алене». Закрыв «дыры», я осознала, что могу спокойно прожить и без комплиментов. Сейчас мои приоритеты сместились в сторону творчества и интересных проектов. Однако помимо съемок есть обратная сторона медали, которая все еще дается мне с большим трудом: интервью, фотосессии, проморолики, участие в телешоу. Но мне нравится работать над собой, трансформироваться, взаимодействовать с людьми и обстоятельствами. За этим мы здесь, на этой планете — развиваться и ничего не бояться.
Когда ты впервые приехала в Москву, то зарабатывала по 20–30 тысяч рублей в месяц и жила у друзей. Сейчас наверняка все иначе. Насколько ты зависима от денег?
В какой-то степени, конечно, зависима. Я живу в обществе, у меня есть определенные потребности, любимые заведения и бренды. Но важно на этом не зацикливаться. Да, я хочу построить дом, открыть свое дело. Для этого, естественно, нужны деньги. Но не нужно превращать их в главную цель. Они должны быть лишь средством для реализации идей.
То есть ты бы хотела попробовать себя в продюсировании?
Да. Собственно, многие актеры так и делают: вкладывают деньги, ищут людей, вместе пишут сценарии, сами снимаются и продюсируют. Думаю, это лучший вариант, который только может быть. Как, например, «Патрик Мелроуз» Бенедикта Камбербэтча. У нас это, к сожалению, нечастая практика. Но я думаю, что все реализуемо, если есть желание.
Последний вопрос. От какого материала ты бы отказалась при любых обстоятельствах?
Наверное, от тех ролей, которые мне совсем не близки. Лично я считаю, что не следует браться за все подряд. Должен быть внутренний отклик на материал или режиссера. Бывают такие зефирные героини — «цветочные и легкие» — я прекрасно понимаю, что это не про меня, не в моей органике. Мне бы, например, хотелось сыграть мужчину — не знаю, насколько это возможно. Сыграть так, чтобы тебя не узнали — вот в таких задачах есть своего рода вызов. Мне неинтересно играть простых девочек, «обслуживающие роли», как я это называю. Зарабатывать деньги и в ус не дуть. Мне интересно выходить из зоны комфорта.
22 апреля 2021