Патриотизм в бокале: что нужно знать о российских винах

История современного российского виноделия начинается с прихода в отрасль прогрессивно мыслящих отечественных инвесторов. Здесь можно отметить и деятельность нефтехимика Бориса Титова по систематизации работы и развитию бренда «Абрау-Дюрсо», и усилия президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича по продвижению имиджа российских вин.

Первые заметные попытки вдохнуть новую жизнь в современное российское виноделие предприняло хозяйство Chateau le Grand Vostock. Закупив французских бочек и наняв французского энолога, они стали производить вина в бордоском стиле. Но оказалось, потребитель еще не был готов к ним, и проект не достиг ожидавшегося успеха. Тем не менее этот пример вдохновил на эксперименты многих виноделов, среди которых был и Михаил Николаев. В какой-то момент ему даже предлагали приобрести Chateau le Grand Vostock, но он решил начать с нуля.

Татьяна Манн — управляющий директор ресторанных проектов группы компаний Simple

Купив небольшую винодельню в Крымске и назвав ее «Лефкадия», он, по примеру коллег, пригласил на должность энолога легенду французского виноделия Патрика Леона. «Человек года» по версии авторитетного журнала Decanter, Леон был опытным специалистом по работе с блендами из международных сортов и мастерски создавал вина для длительной выдержки. Его стараниями, а также благодаря идеальным условиям для созревания винограда вино «Лефкадия Резерв 2012» получилось выдающимся и даже было удостоено 91 балла от Роберта Паркера. По воспоминаниям самого Михаила Николаева, осознание того, что у российского вина есть будущее, пришло к нему, когда он попробовал созданное Патриком Леоном «молодое вино» 2009 года. Этот момент считается датой рождения проекта «Долина Лефкадия».

Однако и этот успех не пробудил чувство винного патриотизма в сердцах любителей и профессионалов, которые по-прежнему отказывались даже бесплатно присутствовать на гастрономических ужинах с российским вином. Сомелье все еще спорли с отечественными виноделами, упрекая их за создание слишком «плоских» и «простых» вин. Единственной возможностью переубедить избалованных винолюбов оставалась слепая дегустация, в ходе которой российские образцы сравнивались бы с международными аналогами, и Союз виноградарей и виноделов России использовал ее в рамках Кубка СВВР – 2016, куда в качестве членов жюри были приглашены западные критики во главе с Озом Кларком. Обладатель Московского кубка сомелье – 2017 Ольга Лящук уверена: «Именно 2014-2016 годы стали знаковыми для российского виноделия. Винодельни стали активно принимать участие в винных салонах, осуществлять спонсорство мероприятий, общаться с профильными СМИ».

Постепенно все больше отечественных предпринимателей увлекались темой вина и начинали инвестировать в российское виноделие. Яркий пример – Александр Сикорский. Добившись впечатляющих успехов в сегменте премиального строительства, в 2013 году он запустил небольшое производство собственного вина, а позже основал, пожалуй, самое красивое винодельческое хозяйство России «Имение «Сикоры». В 2018 году Сикорский инициировал создание Ассоциации виноделов «Честно» – профессиональный клуб виноделов Краснодарского края. Закупая лучшие мировые образцы и приглашая экспертов для проведения дегустаций, «Честно» дает российским виноделам возможность понять, что в отечественных винах требует доработки, потому что идеальный баланс, чистота исполнения, длительное послевкусие – во всех этих отношениях нам пока еще есть к чему стремиться.

Параллельно с этим Артур Саркисян, президент Союза сомелье и экспертов России, приступил к работе над еще одним проектом, вдохновленным верой в светлое будущее российского виноделия. Лично объезжая винодельни и оценивая качество вин с 2011, он ежегодно выпускает винный гид с описаниями и рейтингами продегустированных образцов.

И все-таки, несмотря на все эти усилия, несмотря на рост числа страстных виноделов, делающих достойные внимания вина в европейском стиле, говорить о формировании моды на отечественное вино все еще не приходилось. В этот момент на помощь пришло государство, снизившее стоимость получения лицензии на производство вина для небольших производителей. Это привело к расцвету мини-виноделен, ярчайшими примерами которых являются детища четы Узуновых и Константина Дзитоева. Они стали делать ограниченные серии превосходного вина.

Крупные винодельни тоже стали выпускать мини-партии, зачастую сопровождая их дерзкими этикетками, которые тепло встречала винная блогосфера. Еще одной ступенью к гарантии качества российских вин стал новый закон о виноделии, согласно которому российским может называться только вино, произведенное из отечественного винограда.

Неожиданным помощником российской винной отрасли стала и пандемия, благодаря которой профессионалы и любители открыли для себя внутренний винный туризм. Видя приток гостей, винодельни стали обустраивать собственные магазины и нанимать квалифицированных сотрудников для проведения экскурсий, дегустаций и мастер-классов. Появляются новые проекты селебрити и известных винных блогеров, работающие на повышение престижности российского вина. Наиболее масштабным из них, безусловно, является «Большое Русское Вино», сосредоточившее в себе вина уже упомянутых «Долины Лефкадия», «Имения «Сикоры», проекта «Галицкий & Галицкий» и еще ряда российских хозяйств.

На сегодняшний день значительный интерес к российскому вину проявляют и сомелье. И здесь уже возникает другая проблема: включенные в винные карты ресторанов, отечественные вина зачастую стоят весьма дорого. Это вызывает неоднозначную реакцию у покупателей, и споры о том, сколько должно стоить качественное российское вино, не утихают по сей день. Но как бы то ни было, сегодня российское вино уже можно встретить в винных картах продвинутых ресторанов Москвы, Санкт-Петербурга и Черноморского побережья.  Появилась и достойные образцы по демократичной цене. Сомелье поверили в наши вина и с гордостью и блеском в глазах предлагают их своим гостям. Так что я больше не завидую европейским коллегам.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.