Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

На Prime Video вышли вс десять эпизодов мини-сериалае «Подземная железная дорога» — адаптации награжденного Пулитцером романа, за которую взялся режиссер оскароносного «Лунного света». Критик ELLE делится первыми впечатлениями о, кажется, лучшем сериале начала года.

Предыстория

Фото №1 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

Фото №1 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

«Подземная железная дорога» была объявлена следующим проектом Барри Дженкинса через считанные дни после фестивальных премьер его второго полнометражного фильма «Лунный свет». Одной из первых в него вписалась продюсерская компания Брэда Питта Plan B, ну а по горячим следам сенсационного оскаровского триумфа «Лунного света» права на показ мини-сериала поспешил купить Amazon. Так или иначе, «Подземная железная дорога» — passion project Дженкинса, прекрасно осознававшего, что «Оскар» в категории «Фильм года» — момент, подобного которому в его карьере может больше и не быть.

Следующий фильм Дженкинса «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (в числе прочего, заработавший «Оскар» Реджине Кинг) доказал, что для его автора все только начинается, и в ближайших планах режиссера — такой пустяк, как приквел игрового «Короля Льва». Но даже диснеевский колосс, возможно, не будет стоит Дженкинсу столько пота, крови и слез, во сколько ему обошлась «Подземная железная дорога» — 10-серийная адаптация награжденного Пулитцеровской премией романа Колсона Уайтхеда. В своей книге Уайтхед решил понять буквально важную главу американской истории — тайную систему секретных маршрутов и пристанищ для бежавших с Юга на Север рабов. «Я придерживался не исторических фактов, а правды, — объясняет автор. — И Барри сделал то же самое».  

Сюжет

Фото №2 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

Фото №2 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

Потратив на съемки 116 дней («это шоу меня едва не убило»), Дженкинс берет 10 часов экранного времени на то, чтобы рассказать историю Коры (номинированная на международную «Эмми» южноафриканка Тусо Мбеду) — рабыни из Джорджии, путешествующей по «Подземной железной дороге», которая когда-то лишила ее матери, еще одной беглянки Мейбел. Предположительно успешный побег Мейбел много лет не дает покоя Риджуэю (Джоэл Эджертон), безжалостному и чудовищно продуктивному охотнику за беглыми рабами, берущему след Коры и Цезаря (англичанин Аарон Пьер) в компании своего ассистента, черного мальчика Гомера (Чейс В. Диллон).

То, что в реальной жизни было придуманным аболиционистами кодовым словом, у Уайтхеда с Дженкинсом стало всамделишной подземной железной дорогой — с тоннелями, поездами и кондукторами, стараниями которых второй эпизод Кора и Цезарь проводят уже в Южной Каролине: работая, прогуливаясь и даже, подумать только, танцуя в идиллическом городе Гриффине. Он вымышленный, однако идиллия оказывается обманчивой вовсе не поэтому: «Подземная железная дорога» — это еще одна альтернативная история Америки, но даже в свои самые благостные моменты она остается верна суровой правде, которая станет еще невыносимее, когда действие перенесется из Южной Каролины в Северную.

Сериал

Фото №3 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

Фото №3 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

То, что «Подземная железная дорога» — работа Барри Дженкинса, бросается в глаза с первых кадров. Из американских режиссеров моложе Терренса Малика настолько узнаваемым — и выразительным — визуальным языком обладает еще разве что Хлоя Чжао, но если от «Земли кочевников» (после «Наездника») или «Бил-стрит» (после «Лунного света») подобной поэзии ждали многие, то адаптация романа Уайтхеда оставалась уравнением с несколькими неизвестными хотя бы ввиду ее формата. Но погадали и хватит: будь «Подземная железная дорога» фильмом, у «Оскара-2022» появился бы ранний фаворит.

За статус здешнего MVP вновь спорят сам Дженкинс (снявший все десять эпизодов и написавший три, первый и два последних), оператор Джеймс Лэкстон (чья связка с режиссером подобралась к заоблачному уровню коллабораций того же Малика и Эммануэля Любецки) и композитор Николас Брителл. Как всегда у Дженкинса, за одним крупным планом следует другой, еще более многозначительный. Как всегда у Лэкстона, линзы в его камере меняются не только для красоты, но и в пользу нарратива, и для пронзительного, местами душераздирающего эффекта. Как всегда у Брителла, с его музыкальной эрудицией может сравниться только его же композиторский класс.

Фото №4 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

Фото №4 - Первый взгляд: «Подземная железная дорога»

Не подкачал и кастинг: в ролях второго плана мелькают — и запоминаются — Уилл Поултер, Бенджамин Уокер и Лили Рэйб, на Эджертона можно положиться всегда, а Мбеду и Пьер — бесспорные находки. Но все они понимают, на кого работают: роли и камео, флэшбеки и сны, литературные и кинематографические цитаты (во время съемок Дженкинс, по его признанию, не смотрел ничего, кроме «Сталкера» Тарковского) — все это важные, но детали авторского почерка, высящегося над «Подземной железной дорогой», как фигурирующий в ней небоскреб (!) — над заново придуманной Уайтхедом и Дженкинсом Америкой.      

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.