Почему мы откладываем приятные вещи на потом Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Почему мы откладываем приятные вещи на потом

👁 15460

Что заставляет нас оттягивать удовольствие и какой в этом смысл

Как большая поклонница сериалов, я выстраиваю график просмотра новых сезонов в строгой последовательности: сначала те, которые ничего, а потом — самые обожаемые. Подход понятный, правда же? Но вот почему — интересный вопрос. Почему мы считаем нормальным откладывать на потом то, что нравится? Что побуждает нас на прокрастинацию по отношению к приятным вещам?

В статье, опубликованной в «Журнале маркетинговых исследований», Айлет Гнизи, доцент кафедры маркетинга в Калифорнийском университете в Сан-Диего, объясняет эту странную тенденцию, утверждая, что откладывание как неприятных, так и приятных переживаний сопровождается аналогичными умственными вычислениями. Сравнивая полдня, потраченные на выбор страховой компании, с планированием поездки на арт-выставку, ученые пришли к выводу, что усилия, необходимые для свершения чего-либо, кажутся незначительными, пока до события еще далеко. Мозгу гораздо легче (и, видимо, приятнее) представить то, что будет завершено в неопределенном будущем.

Авторы исследования также подтвердили, что люди избегают выполнять задачу, если для ее исполнения не назначены фиксированные временные рамки — прилагаемые к статье диаграммы свидетельствуют о схожих всплесках активности в последние дни перед объявленным сроком. Такое поведение ученые объясняют естественной установкой, называемой «хронической нехваткой ресурса», или ложным предположением, что когда-то в необозримом будущем мы будем в избытке располагать этим ресурсом (в данном случае временем).

Скажем, мне нужно найти время, чтобы использовать подарочную карту на массаж — коллеги вручили полгода назад. Смотрю на свое расписание, и оно беспросветно забито делами. Не до массажа, факт. То же самое — завтра и на следующей неделе. Так, хорошо, вернусь к теме массажа в следующем месяце. Но понятно же, что это иллюзии — потом я буду так же занята. А учитывая, что большинство из нас считают себя занятыми в любой момент времени, идеальный день может никогда не наступить — возможность истечет к обозначенному сроку. C’est la vie. Желаемый опыт будет похоронен под еще более желаемым — так накапливается гора нереализованных удовольствий, о которых мы со временем забудем, так и не познав. Обидно, да?

Вспомним о парадоксе «смакования», эстетически завуалированном формате откладывания дел. Отличным примером послужит бутылка дорогого вина, хранимая для особого случая. Или вот еще фуа-гра, привезенная тетей из Страсбурга в позапрошлом месяце. Ну и правильно. Пусть полежит. Излишества — для праздников, когда будет не только повод, но и достаточно времени, чтобы насладиться божественным продуктом. Хотя срок хранения фуа-гра все-таки стоит проверить.

Есть другая форма смакования, никак не связанная с едой и питьем. Речь о вещах, купленных по случаю для идеальных событий. Проблема в том, что идеальное событие никогда не наступает или происходит слишком внезапно для резервных нарядов. Мы храним эти вещи, представляя будущее, идеализированную версию нас самих или нашей жизни, тогда как истина в том, что мы в основном остаемся собой — обычными и несовершенными.

Откладывая приятные впечатления, мы сокращаем объем возможной радости, собственными усилиями лишая себя счастливых минут, необходимых нам прямо сейчас. Удовольствие, как и модные туфли, со временем утрачивает актуальность. Кроме того, а что если вещь, которую вы откладываете, всего лишь показалась вам прекрасной, а в деле окажется не так уж хороша? Вы будете укорять себя за то, что не использовали ее раньше.

Вывод? Жизнь коротка. Нет смысла поощрять себя приятными развлечениями в непонятной перспективе. Носите туфли и пейте вино — не откладывая, вы этого достойны. Что касается меня, я иду смотреть последнюю серию «Игры престолов», которую все уже видели, а я почти неделю оттягиваю удовольствие. Завидуете? Еще один парадокс, который мы непременно разберем в следующий раз.

Поделиться:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Mission News Theme от Compete Themes.