Микеланджело Буанарроти прожил долгую жизнь: он родился 6 марта 1475 года, а умер 18 февраля 1564-го в возрасте 88 лет. За это время он создал такое количество шедевров, что остается лишь удивляться масштабу таланта художника, архитектора и мыслителя. Однако, пожалуй, самой впечатляющей работой Микеланджело можно назвать роспись Сикстинской капеллы, которой он посвятил, в совокупности, около десяти лет.
Первый этап: 1508–1512 годы
Еще до того, как Папа Юлий II решил пригласить для работы в Сикстинской капелле Микеланджело, она уже была расписана знаменитыми художниками — в том числе, над фресками трудились Сандро Боттичелл, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Однако в 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в капелле, которые повредили рисунки. В Церкви решили, что самым верным способом замаскировать появившиеся дефекты станет новая роспись капеллы.
В 1508 году Юлий II обращается с заказом к Микеланджело. Хоть все это и было очень лестным для мастера, он, однако, долго не хотел соглашаться на предложенную работу: масштаб задачи пугал. К тому же, до этого момента Микеланджело занимался, в основном, скульптурой, а не живописью, так что в собственных силах мастер не был полностью уверен.
Однако после долгих уговоров он согласился на заказ — ему предстояло расписать 1115 квадратных метров потолка, а также некоторые фрагменты стен часовни. Чтобы отточить навыки художника, Микеланджело начал свою работу с миниатюрных рисунков, которые он показывал друзьям и близким, и лишь после этого принялся за более значительные произведения. Над фресками в Сикстинской капелле он трудился четыре года, его все время подгоняли представители церкви — это мучило Микеланджело и заставляло его рисовать без эскизов. Сама работа была физически почти невыносима — хоть для художника и были созданы специальные леса, позволившие ему стоя расписывать потолок, это требовало колоссального напряжения всего тела, которое изматывало автора.
Но результат понравился заказчикам. На своде капеллы были изображены фрагменты из историй о сотворении мира и грехопадения человека, а на стенах — сцены из жизни Моисея и Христа. Важно отметить, что именно Микеланджело одним из первых на фреске изобразил Бога — это сейчас мы все его представляем, как «старца с бородой», а в XVI веке подобной традиции не было, и художник выдумал его образ самостоятельно.
Второй этап: 1536–1541 годы
Через несколько десятков лет Ватикан снова обратился за помощью к Микеланджело. Уже новый Папа, Павел III, решил украсить алтарную зону гигантской фреской. На площади в 200 квадратных метров должна была, по его замыслу, появиться изображение Страшного суда. Так как вся капелла была расписана Микеланджело, было решено и на этот раз прибегнуть к его услугам.
Надо сказать, что на протяжении всех пяти лет, что шла работа над фреской, Микеланджело постоянно становился мишенью для критики со стороны представителей Ватикана. Все началось с того, что алтарная зона обычно не используется для изображения сцен из Страшного суда, и уже это вменяли в вину художнику, хотя отнюдь не он выбирал место для новой фрески.
Но это мелочи в сравнении с тем, что началось, когда стали видны первые фрагменты гигантского произведения искусства. Дело в том, что Микеланджело значительно отошел от традиционной христианской живописи, и изобразил библейских персонажей в непривычном виде. Так, Иисус Христос лишился обыкновенной для себя бороды, и — наравне со святыми — обзавелся впечатляющим рельефным телом с мышцами. Эксперты утверждают, к слову, что в лице Христа можно угадать черты любимого ученика Микеланджело, Томазо Кавальери. Однако главным, что возмутило священнослужителей, стала даже не атлетическая подтянутость святых, а их полная обнаженность — церковники были не готовы лицезреть столь откровенную фреску.
Ярым критиком выступил церемониймейстер Ватикана, Бьяджо да Чезена. Он едва не начал целую кампанию против Микеланджело, однако тогдашний папа римский все же взял художника под свою защиту. Мастер, кстати, не остался в долгу перед своим покровителем и изобразил его в качестве апостола Петра. Ну а Бьяджо де Чезена он запечатлел в виде беса — забавно, его наготу он отчасти прикрыл, правда, не самым приятным образом — с помощью гигантской змеи. Изобразил на фреске Микеланджело и себя — один из персонажей держит содранную человеческую кожу. В «расплывшимся» лице угадывается автопортрет художника, символизирующий тяготы его жизни и, в частности, всю трудность работы над росписью Сикстинской капеллы.
Споры о «Страшном суде» продолжились и после окончания работы над ним, и на Тридентском соборе было принято решение «прикрыть» наготу некоторых святых. «Правки» внес Даниеле да Вольтерра, один из учеников Микеланджело — сам же мастер, конечно, отказался делать подобные усовершенствования лично. В последующие годы на работе Микеланджело все большее количество персонажей обзаводилось одеждой, что неизменно портило исходный шедевр.
Лишь в 1990-х годах во время многолетних реставрационных работ в Сикстинской капелле было решено убрать с фрески многочисленные «корректировки» — правда, и на этот раз рисункам вернули не их первоначальный вид, а вариант с «правками» после Тридентского собора. Точку в долгом споре о нравственности поставил Папа Иоанн Павел II, причисленный сегодня к лику святых. Трактуя замысел Микеланджело, он сказал: «Кажется, Микеланджело выразил свое собственное понимание слов из книги Бытия: „И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого“. Сикстинская капелла — это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела».
С тех пор к обсуждению фресок Микеланджело больше не возвращались.
6 марта 2021·