Сцена из оперы «Садко» в Большом театре
Анна Нехаева. Опера с элементами танца, спектакль, похожий на кино, и настоящее световое шоу — на Историческую сцену Большого театра впервые с 1984 года возвращается «Садко» Римского-Корсакова. На этот раз — в постановке Дмитрия Чернякова. О том, чем интересна новая версия, какие там есть сюрпризы (но без спойлеров!) и почему на эту оперу надо идти, — в материале РИА Новости.
Кто такой Садко?
Гусляр Садко знаком всем — по легендам, спектаклям, фильмам. Но если копнуть глубже, то в образе обаятельного авантюриста можно найти отсылки как к сказочным, так и к историческим персонажам.
Если вкратце, былина «Садко» («Богатый гость») — про бедного новгородского музыканта, которого как-то услышал царь морской. И так проникся, что научил, как заработать. Вскоре ставший успешным торговцем Садко отправился в дальние края. Но разразилась буря, Садко бросился в воду и попал во дворец. Повелитель предложил ему жениться на морской девице. Садко после всяких приключений, благодаря помощи святого Миколы Можайского (Николай Чудотворец), проснулся уже на земле.
Сцена из оперы Николая Римского-Корсакова "Садко" в постановке Большого театра в 1906 году
«Садко» — довольно сложный для воплощения проект. Былинный речитатив, длинные партии, непростая драматургия.
Поставил оперу Дмитрий Черняков — это уже пятая его работа на музыку Римского-Корсакова. «Я хотел ставить в Москве, в Большом театре, только русскую оперу. А премьера «Садко» когда-то состоялась именно в Московской частной опере и всегда была в репертуаре Большого. В ней пели все знаменитые солисты театра. У «Садко» есть ложная репутация — что она такая былинная, далекая, не про нас. Мы пытаемся сделать так, чтобы от этого клише отошли», — рассказал режиссер перед генеральной репетицией.
Потом на сцене появляется арка с надписью «Парк исполнения желаний» — своеобразный слоган всей этой истории. Приключения Садко превращаются в квест — в фантастическом для нашего современника мире. А роль проводника играет молчаливый Старчище (Сергей Мурзаев в белом одеянии, с бородой, похож не то на Гендальфа, не то на скандинавского Одина).
«Герои пришли в этот парк развлечений и хотят, пройдя через испытания, найти ответы на вопросы — о том, как избавиться от одиночества, не быть зависимым, как быть собой и в ладу с собой», — говорит Екатерина Семенчук (Любава).
"Есть сказка, к которой мы привыкли с детства, и, наверное, сказочных героев было бы легче играть, — призналась Аида Гарифуллина (Волхова). — Когда работаешь с Черняковым, он оттачивает каждый момент, каждое движение, вытаскивает из тебя актрису. Обычно не приходится делать столько физических упражнений. Но это интересно и замечательно".
Екатерина Семенчук считает, что режиссер «очеловечивает персонажей», а ее героиня Любава — вне времени. «Это наша современница, которая ищет счастья, понимания, человека, который бы ее любил», — уверена певица.
Черняков превращает персонажей в реальных людей. Интересно смотреть, как герои средневековой, по сути, истории задаются вопросами, актуальными для нашего дня: как понять, что твой бойфренд токсичный, почему нельзя терпеть домашнее насилие и так далее. Как стоят перед выбором, как сомневаются.
Веришь им не только из-за актерской игры, но и благодаря современным костюмам: страдающая Любава облачена в брюки, блузку, а ее заплаканные глаза скрыты солнцезащитными очками. Волхова — в легкомысленном летящем платье (потом меняет его на юбку). А Садко в черных брюках, майке и сером джемпере неуловимо походит на главного героя с афиши фильма «Паразиты».
Владимир Егоров, эскиз декорации к опере "Садко" 1912 года. Сцена "Подводное царство. Терем царя морского".
Следующая за ними «Горница в доме Садко» принадлежит кисти Николая Рериха. Это наброски к неосуществленной постановке Сергея Дягилева в лондонском Ковент-Гардене. Ну а самое яркое — нижегородское «Торжище» Константина Коровина. Основой сцены в подводном дворце послужило произведение Владимира Егорова (автора легендарной «Синей птицы» МХАТа).
Интересно, что все декорации стали монументальными: если это Новгород, то готовьтесь увидеть крепостные стены, башенки и покатые крыши. Если городские хоромы, то перед вами вырастут многометровые колонны, деревянные стены с окнами из разноцветной слюды. Ну а подводный дворец надо видеть самому: браться описывать его — дело неблагодарное. Можно только сказать, что столько подсветки, движущихся декораций-трансформеров и сверкающих всеми цветами радуги костюмов на Исторической сцене давно не было.