В день рождения актрисы, 23 января, ELLE рассказывает, кто такая Шэрон Тейт и чем именно она заслужила такое пристальное внимание режиссеров.
#1. Почему так много говорят о Шэрон Тейт?
В 2019 году вышли сразу три фильма, посвященные американской актрисе и модели Шэрон Тейт — жене режиссера Романа Полански и самой знаменитой жертве секты «Семья» Чарльза Мэнсона. Один из них, «Однажды в… Голливуде», взял сразу два «Оскара» — за лучшую мужскую роль второго плана и за лучшую работу художника-постановщика.
В этом году исполняется 53 года со дня шокирующего и жестокого убийства Шэрон Тейт союзниками Чарльза Мэнсона, создателя секты «Семья», основанной на смеси христианства, сатанизма и сайентологии. Они вломились в калифорнийский дом 26-летней беременной Тейт и ее мужа, режиссера Романа Полански, 9 августа 1969 года. Полански в это время работал в Британии и планировал вернуться только к родам. Тейт была на девятом месяце, в доме кроме нее была пара друзей их семьи, убитых вместе с ней. Это одно из самых изуверских убийств, когда-либо совершенных, и один из мрачнейших дней в истории Голливуда.
В память об этой дате в 2019 году вышли сразу три фильма. 5 апреля — мировая премьера хоррора «Призраки Шэрон Тейт» с Хилари Дафф в главной роли. Фильм рассказывает о мучительных видениях и снах Шэрон Тейт накануне убийства. Семья Тейт не одобрила эту картину, как и посмотревшие ее кинокритики, — «Призраки Шэрон Тейт» признали полным провалом единогласно. Следующий на очереди Квентин Тарантино и его «Однажды в Голливуде», где главные роли актера и его дублера сыграли Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт, а история и убийство Шэрон Тейт стали лишь частью повествования. В этом фильме Тейт сыграла Марго Робби. Сестра Шэрон Дебра Тейт читала сценарий Тарантино, общалась с режиссером и одобрила «Однажды в Голливуде». Наконец, третья картина о Тейт — байопик «Тейт» с Кейт Босуорт в главной роли, снятый ее мужем, режиссером Майклом Полишем. Для работы над этим фильмом пара тесно скооперировалась с Деброй Тейт и обещает, что фокус будет сделан на жизни Шэрон, а не на ее убийстве, которое и так постоянно эксплуатируют в ущерб памяти о Шэрон как о личности, а не как о жертве. Но фильм по неизвестным причинам так и не вышел.
Трейлер фильма «Призраки Шэрон Тейт» с Хилари Дафф
#2. Шэрон Тейт известна чем-то, кроме убийства и мужа Романа Полански?
Главное проклятие Шэрон Тейт как раз в том, что убийство затмило в глазах широкой публики ее личность и карьеру. Ее чаще вспоминают как жертву сектантов Мэнсона и жену Романа Полански, хотя на момент смерти Тейт зарабатывала больше ее супруга. Семья Тейт никогда не одобряла и не одобряет интерес публики к убийству, считая, что это выводит на первый план образы убийц и их лидера, затмевающих образ Шэрон. Между тем ближе к концу жизни Тейт называли перспективной актрисой и пророчили ей большое будущее. Кроме того, у нее была успешная модельная карьера, и она считалась иконой стиля.
#3. Каким человеком была Шэрон Тейт?
Стоит отодвинуть тему убийства на второй план, и оказывается, что о личности Шэрон Тейт мы знаем очень мало. Фильм с Кейт Босуорт в роли Шэрон создается как раз с целью восполнить этот пробел. По воспоминаниям друзей и родственников, Тейт была очень доброй, мягкой в общении, умной, но робкой и неуверенной в себе. Иногда ее называют девушкой, источавшей свет. В книге воспоминаний о Тейт «Sharon Tate Recollection», вышедшей в 2014 году по инициативе Дебры Тейт, Полански написал, что Шэрон была любовью не только его жизни, но и любовью жизни всех, кто ее знал. Он рассказал, что она не была глупой или наивной и не походила на типичную старлетку.
Кажется, этим характеристикам можно верить. Судя по сохранившимся фото и видео, Шэрон Тейт была очень улыбчивой и спокойной. В одном из своих интервью она рассказала, что очень стеснительна, и многие принимают это за холодность и отчужденность. Эту черту характера Шэрон объясняла частыми переездами: ее отец — офицер армии США Пол Джеймс Тейт — часто менял место жительства из-за работы, в результате Шэрон меняла школы одну за другой и постоянно оказывалась новичком и не успевала обзавестись друзьями. Родившись в Техасе, Тейт заканчивала школьное образование в Италии, в Вероне, куда служба забросила ее отца и всю семью Тейт вместе с ним. Этот переезд оказался судьбоносным — в американской школе в Вероне она завела первых друзей и в Италии впервые попала на съемочную площадку.
#4. Какой она была актрисой?
Нельзя сказать, что актерская карьера давалась Тейт легко. Она смогла быстро привлечь к себе внимание, оказавшись в массовке фильма «Приключения молодого человека», основанном на биографии Эрнеста Хемингуэя, который снимали в Италии. Знаменитый актер Ричард Беймер, снимавшийся в картине, заметил Тейт в толпе статистов и посоветовал ей заняться актерской карьерой. Несмотря на такой старт, Шэрон Тейт было трудно стать серьезной актрисой: она была длинноногой, улыбчивой блондинкой, участницей и победительницей нескольких конкурсов красоты, и режиссеры не очень-то стремились разглядеть в ней что-то кроме этого.
После итальянских приключений в массовке Шэрон Тейт твердо решила стать киноактрисой. В 1962 году ее семья вернулась в США, Шэрон тогда было девятнадцать, она поехала в Лос-Анджелес заниматься карьерой и завела себе агента. Поначалу она снималась на телевидении и для журналов, на большие роли в сериалах и кино ее часто не выбирали только потому, что считали слишком робкой, но усилиями своего агента Гарольда Гефски она регулярно мелькала в эпизодах.
Наконец, в 1965 году Шэрон получила первую большую роль в фильме, пусть и второго плана, зато в хорошей команде и с достаточным экранным временем, чтобы обратить на себя внимание. Речь идет о мистическом триллере «Глаз дьявола» Джея Ли Томпсона, где Шэрон сыграла ведьму Одиль, способную своими ритуалами спасти гибнущее поместье. Сегодня фильм имеет культовый статус, а тогда он не вызвал широкого интереса, и Шэрон предсказуемо отметили за внешность, а не за игру. Тем не менее, некоторые участники съемочного процесса отзывались о Шэрон как о большом актерском открытии.
Шэрон попала в «Глаз дьявола» благодаря контракту с кинокомпанией «Филмуэйз», и этот же контракт привел ее к роли сексуальной сары Сары в комедийной пародии на вампирские фильмы «Бал вампиров» с Романом Полански в режиссерском кресле. Сам Полански не планировал пародию, а хотел снимать «вампирскую сказку», продюсеры же настаивали на другом подходе. На момент съемок Тейт все еще была неопытной актрисой, но Полански был готов с ней возиться и много хвалил, чем вселил в актрису уверенность в себе. Возможно, именно такое отношение (и красота Шэрон, конечно, тоже) помогло разгореться роману Тейт и Полански.
Позже Шэрон получила небольшую роль сногсшибательной серфингистки в «Не гони волну» с Тони Кертисом и Клаудией Кардинале в главных ролях. Конечно же, ее взяли в первую очередь потому, что она восхитительно смотрелась в купальнике. Героиня Шэрон носила прозвище «Малибу» и послужила прототипом для куклы «Барби Малибу». Следующий фильм Шэрон — драма «Долина кукол», где она сыграла одну из главных героинь. Шэрон не понравились ни сценарий, ни сама картина, но это был важный ход в карьере. «Долина кукол» снималась на основе одноименного книжного бестселлера авторства Жаклин Сюзанн, рассказывающего о трех девушках, пытающихся добиться чего-то в жизни, но терпящих крах и глушащих проблемы алкоголем, наркотиками и компульсивным шопингом. Иронично, что Шэрон досталась роль актрисы без таланта, но с выдающейся внешностью, зато за эту работу Тейт получила номинацию на «Золотой глобус».
Предпоследним фильмом Тейт стала шпионская комедия «Отряд разрушителей», где она сыграла незадачливого, но очень красивого спецагента Фрею Карлсон. Актриса получила положительные отзывы, но все же ей по-прежнему не предлагали серьезные драматические роли. Ее последней работой стала роль антиквара Пэт в «Один из тринадцати» — американском переложении «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, где она сыграла вместе с легендарным Орсоном Уэллсом. К сожалению, на этом ее карьера оборвалась, потому что в тот же год, когда вышел «Один из тринадцати», Шэрон была убита. К сожалению, актерская карьера Тейт так и не успела полноценно развиться, и Шэрон так и не успела полностью раскрыться и сыграть какую-то по-настоящему показательную роль.
#5. Почему Мэнсон убил Шэрон Тейт?
Мэнсон убил Шэрон Тейт не сам, он отправил в дом Тейт и Полански своих последователей. Мэнсон не планировал убивать конкретных людей, он и виновные участники «Семьи» узнали, кем были их жертвы, только на следующий день из теленовостей. Мэнсон послал их на ограбление, потому что ему нужны были деньги.
Смерть Тейт и ее друзей — результат ряда несчастливых совпадений. Она и Полански поженились и жили в Лондоне, и Шэрон переехала в Лос-Анджелес только потому, что решила рожать в США. Ее убили 9 августа, а срок должен был подойти в конце этого же месяца, и Полански планировал прилететь к ней к этому времени домой. Этот дом в Голливуде они арендовали, и Мэнсон не имел представления об этом, он думал, там все еще живет музыкант и продюсер Терри Мелчер, чья самая знаменитая работа — альбом «Mr. Tambourine Man» группы The Byrds.