«Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом»: интервью с продюсером Ириной Пятенко

ELLE Справедлив ли стереотип, что хороший продюсер «может раскрутить даже бездарность»? Зачем вообще нужен продюсер и в какой момент начинающему артисту стоит озаботиться его поиском?

Я бы поспорила со стереотипом о том, что любую «бездарность» можно раскрутить. В то же время, на мой взгляд, у каждого человека есть свой уникальный талант и особенность. Не обязательно эта особенность должна быть связана со сценой, она может проявляться вне камер. Раскрутить человека, который боится камеры, сцены, пугается активных выступлений, невозможно. Можно записать такому человеку очень классную песню — мы знаем много таких примеров. И когда такой человек выйдет на сцену и не сможет держать зал, аудиторию своей энергетикой, все продюсерские вложения — музыкальные, визуальные, маркетинговые, потерпят крах. Можно научить человека петь, можно овладеть актерской профессией, но научить быть артистом, на мой взгляд, невозможно. Это определенное внутреннее состояние, которое либо есть, либо нет. Артист должен обладать некой внутренней свободой, диким желанием быть на сцене и потребностью в общении с публикой.

Фото №1 - «Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом»: интервью с продюсером Ириной Пятенко

Фото №1 - «Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом»: интервью с продюсером Ириной Пятенко

На мой взгляд, продюсерский талант необходимо прикладывать к творческому человеку, потому что творческий человек часто сам себя не видит, сам себя не запишет и не спродюсирует. С появлением TikTok и Instagram у нас появилось очень много «самоучек», креативных людей, которые занимаются творчеством. Но сейчас мы понимаем, что за всеми успешными блогерами, тиктокерами стоит целая команда: авторов, которые пишут им вайны, операторов, которые их красиво снимают, команда визажистов, стилистов, монтажеров. Создание образа, оттачивание этого образа в публичном пространстве, задача продюсера, а артист должен сосредоточиться на творчестве. Поэтому артист без продюсера существовать не может.  Только давайте сейчас же изменим отношение к понятию «продюсер», ведь многие за этим словом слышат «Карабас-Барабас». Я — профессионал своего дела и человек, знакомый с правилами игры и профессиональным сообществом на рынке.

Где проще «выстрелить» новичку без связей, в кино или музыке?

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Шоу-бизнес исторически более коррумпированный, жесткий и дерзкий по сравнению с киноиндустрией, там царят конкуренция и интриги. Развитие социальных медиа позволило сократить дистанцию между артистами и аудиторией, стало легче презентовать свое творчество и заявить о себе благодаря различным цифровым площадкам. Сейчас мы уже не удивляемся примерам, когда никому не известный начинающий артист, публикуя видео или трек, на следующий день просыпается популярным. Достаточно вспомнить казахстанского музыканта Иманбека, который совсем недавно работал железнодорожником, а теперь он — автор хита, порвавшего все мировые чарты, и обладатель «Гремми».

Однако в киноиндустрия сама по себе сложнее, она все еще очень закрытая, туда сложно пробиться. Я попала в эту сферу десять лет назад совершенно случайно. У меня не было в планах этим заниматься, так сложились обстоятельства. Я бы сравнила киноиндустрию с масонским обществом, которое никому не доверяет, в которое очень тяжело пробиться и в принципе доказать, что ты имеешь право быть среди них. Там много претенциозности и много запроса в плане профессионализма, наличия высшего образования, некоего интеллектуального пласта, воспитания, может быть даже правильных родословных. 

Так я бы объяснила разницу в моем понимании, между двумя этими сферами. Но думаю, пробиться в двух этих сферах новичку будет одинаково сложно, в любом случае придется много работать и искать себе проводника в виде продюсера или команды. И, на мой взгляд, это абсолютно закономерно.

Фото №4 - «Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом»: интервью с продюсером Ириной Пятенко

Фото №4 - «Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом»: интервью с продюсером Ириной Пятенко

Часто ли возникают конфликты между «авторским стилем» артиста и «коммерческим видением» продюсера? Кто, по-вашему, должен чаще идти на компромиссы?

С развитием социальных сетей и блогинга количество так называемых «продюсерских проектов» старого формата резко сократилось. Люди стали сами себе продюсерами.  Однако в долгосрочной перспективе любому артисту будет тяжело существовать без единого концептуального виденья и без понимания, куда он идет и развивается. Продюсер же обладает всесторонним видением, пониманием рынка, в котором он работает, знанием конкурентной среды и алгоритмов, по которым развиваются эти конкуренты. Он создает, прорабатывает стратегический план развития артиста на несколько лет вперед.

В качестве продюсерского проекта сейчас можно рассматривать вообще любого человека — тренера по личностному росту, тиктокера, музыканта, актера, преподавателя йоги — кого угодно, кому необходим продюсерский взгляд. Бывает, что люди сами себя продюсируют и делают это вполне успешно, понимают, как им нужно одеваться, в каких проектах участвовать и что говорить — но это скорее исключение из правил и опять же, в краткосрочной перспективе.

В прошлом я была PR директором Недели моды в Москве, поработала с Александром Достманом, Сашу Терехова мы отправляли на Нью-Йоркскую неделю моды. Я знаю очень много прекрасных, талантливых российских дизайнеров, стилистов. Но почему-то мало кому удается придумать уникальную картинку, самобытный образ артиста. Все попытки создать самостоятельно индивидуальный стиль у артистов выходит или вторичным или имеет налет «совка». Думаю, дело в том, что большинство не просто вдохновляются западными артистами, а копируют образ в ноль. Даже что-то свежее, новое, интересное, неожиданное представляет собой хорошую копию американских исполнителей, фильмов, проектов. Слава Богу, качественно копировать и дополнять чем-то самобытным мы научились — это уже неплохо (смеется).

Если артист вышел на сцену или в медийное пространство, не определившись четко со своим стилем, его будет кидать из стороны в сторону. Образ артиста должен быть подкреплен четким внутренним базисом: он поет в определенном стиле, и несет определенную жизненную философию и творческий посыл. Это всегда должно быть концептуально и не идти в разрез с общим стилем. Очень печально, что зачастую, взаимосвязи между образом и творчеством у многих наших артистов нет.

Как правильно выстраивать сценический образ артиста? Какую роль в этом играет его стиль?

На мой взгляд, артист должен уметь идти на компромисс. Если он доверился продюсеру, то именно последний несет финальную ответственность за то, что делает артист — ответственность финансовую, эмоциональную, интеллектуальную и любую другую.

К примеру, у меня был прецедент, когда артист отстриг челку, что нельзя было делать по контракту. Естественно, от продюсеров проекта последовали штрафные санкции, но не для артиста, а для Креативного Бюро «Тритамата». Артист, правда, тоже получил штраф, только уже от меня. Есть глобальная ответственность, нужно это очень четко понимать. Все, что делает артист по отношению к своей внешности — даже нечто незначительное, должно быть обдуманно и осмыслено, ведь это один из паззлов общей картины.

Представьте ситуацию: ваш подопечный с весьма консервативным имиджем внезапно покрасил волосы в розовый или сделал татуировку на лице прямо накануне концерта или съемок. Что делать? И надо ли что-то делать? 

Ну а что тут поделаешь? Как я уже сказала, в таком случае могут последовать штрафные санкции. Я считаю, что тексты, имидж, позиционирование — все, что несет артист в своем творчестве, должно быть взаимосвязано и отвечать определенной концепции.


Часто ли вам приходится идти на компромиссы с собственным вкусом в работе?

Постоянно. Бесконечно (смеется). Все в жизни — вкусовщина, и я ни в коем случае не говорю, что мой вкус — это последняя инстанция. Моя позиция простая: каждый должен заниматься своим делом. Я привыкла доверять профессионалам. Если мне нужно выстроить образ артиста, я всегда обращусь к хорошим стилистам, визажистам, вместе с которыми мы будем разрабатывать концепцию. Я постоянно иду на компромиссы со своим личным вкусом — это неотъемлемая часть моей работы. Но я чаще всего, скажем так, угадываю как должен выглядеть человек, какие у него сильные стороны, а что лучше спрятать.


Как работа в условиях постоянных съемок и преображений ваших артистов влияет на ваш собственный стиль? Хочется ли в такой обстановке меняться самой или, наоборот, это утомляет, и вы со временем стали консервативны в одежде?

Cо временем я стала менее консервативна в одежде. Раньше я предпочитала одеваться в классическом деловом стиле. Основой моего гардероба были пиджаки, костюмы, брюки, рубашки, платья-футляры. Все это, как правило, обязательно сопровождалось каблуками. Однако мой стиль никогда не был вычурным, свои образы я всегда старалась сделать очень четкими и выверенными. Сейчас, когда мода стал более практичной и универсальной, я стала одеваться более свободно. В повседневной жизни я отдаю предпочтение комфорту: кашемировые костюмы, теплые и уютные кофты и обувь на плоской подошве. Да, это могут быть и люксовые бренды, но вещи все равно будут простые и монохромные.

Расскажите про ваш последний отпуск в формате «ожидание \ реальность»? 

Мне кажется, отпуск в формате «ожидание\реальность» в 2020 году был у всех. Как правило, свое лето я провожу вместе с ребенком в Испании: он занимается футболом, я — йогой, медитациями. Учитывая особенности моей работы, такой размеренный формат отдыха подходит для меня лучше всего. Мне необходимо дать себе возможность перезагрузиться, побыть в тишине, подальше от людей и напряженного ритма жизни, с минимальным количеством разговоров. Однако пандемия внесла свои коррективы и прошлое лето мы провели на карантине в Подмосковье, а море нам заменило местное озеро.

Если говорить о времени до закрытия границ, не могу не упомянуть Францию, с которой у меня почему-то никогда не складываются взаимоотношения.  Я была там шесть-семь раз, и каждый мой приезд в эту страну заканчивался какой-то маленькой или большой катастрофой. Хотя я очень люблю стиль, шик, свойственный французам, он очень близок мне по духу и эстетике.

Что вы чаще всего слушаете в наушниках, а что в машине?

В наушниках чаще всего слушаю аудиокниги, новые интервью, подкасты, новости — все, что помогает мне быть в курсе происходящего. Как правило, с этого начинается мое утро: я отправляю ребенка в школу, надеваю наушники, включаю YouTube и выбираю что-то интересное и актуальное. Кстати, видео я никогда не смотрю, всегда слушаю фоном, пока варю себе кофе или занимаюсь рутинными делами.

В моей машине обычно играет музыка — мне это помогает настроиться, справиться со стрессом в пробках, на дальних расстояниях или посреди снежных заторов. В музыкальном плане я предпочитаю западных исполнителей, часто слушаю поп-рок, электронную популярную музыку, включаю DFM и NRJ. Недавно открыла для себя радио Chocolate, в последнее время слушаю только его. Считаю, что человек, который придумал его концепцию — просто гений! Сделать каверы на старые западные хиты — потрясающий формат.

Фото №9 - «Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом»: интервью с продюсером Ириной Пятенко

Фото №9 - «Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом»: интервью с продюсером Ириной Пятенко

Если бы вы могли поработать с любым артистом (даже мировым, и даже звездой прошлого), кто бы это был?

Я могу назвать артистов, у которых хотела бы поучиться: Майкл Джексон и Мерил Стрип. Для меня это люди-иконы, с неоднозначной жизнью, неоднозначным прошлым, о котором говорит весь мир. Я с удовольствием поработала бы с Джонни Деппом, поправила бы ему имидж и позиционирование. Считаю, что он потрясающий актер, несправедливо попавший в мясорубку событий из собственных ошибок, которые можно исправить и наоборот, развернуть ситуацию в пользу для себя. Его вклад в киноиндустрию намного ярче и больше, чем то, как это пытается сейчас преподнести пресса для мировой общественности.

Если говорить о российских актерах, то я поменяла бы имидж и позиционирование большинству из них — абсолютно точно! К сожалению, у нас выстраивание вот этой концептуальной позиции практически ни у кого не получается. Может потому, что хороший пиар специалист стоит дорого, а многие наши артисты не считают эту статью расходов оправданной. Для многих главное сегодня — это хайп, к сожалению. По этой причине у нас крайне мало «героев современности», и все они уже «в возрасте». Я имею в виду такие «глыбы», как Машкова, Хабенского, Безрукова. Это «глыбы» с точки зрения не только кинематографа, а также статусности в медийном пространстве, их образа мышления, того, как они себя позиционируют в жизни.

Что бы вы посоветовали себе 20-летней? (одним предложением).

Страх и сомнения разрушают твою личность, ошибки — наполняют ее опытом.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.