В конце 1970-х, когда в мире изобразительного искусства правил концептуализм, художник Стюарт Брисли две недели лежал в Лондонской галерее в ванной, наполненной черной грязью, а Вальтер де Мария создавал свои «невидимые» полотна, закапывая в землю километры проволоки, выпускница Парижской художественной школы Клер Баслер (Claire Basler) решила рисовать… цветы!
Не концептуальные, а самые простые — ромашки, маки, ирисы. И кто бы мог подумать, что это принесет ей известность и славу! Произведения Клер ценят не только поклонники живописи, но и дизайнеры интерьеров. Последние пополнили ряды ее почитателей после того, как художница приобрела разрушенный замок XIII века и решила вместо холстов использовать каменные стены.
«Мои картины — это мой способ общения с миром»
ELLE DECORATION Клер, вам наверняка много раз задавали этот вопрос, и все же: почему вы выбрали объектом своего творчества цветы?
КЛЕР БАСЛЕР Да, меня все об этом спрашивают, а я по-прежнему не знаю точного ответа. Я ведь не просто художник-натуралист, который изображает цветы. Мои картины — это мой способ общения с миром. Через цветы я передаю свои эмоции, настроениe, энергию. Это мой способ самовыражения. Почему для этого я выбрала цветы? Наверное, потому, что они общались со мной легче, чем люди. Они были нежны ко мне. Еще в детстве, когда у нас был собственный сад, цветы стали моими первыми друзьями. К тому же они дали мне возможность работать с большой палитрой цвета и форм — от очень архитектурных до порой совсем аморфных.
ELLE DECORATION Как возникла идея расписать стены дома?
К.Б. Долгое время это было мечтой. И вот несколько лет назад мы с мужем Пьером приобрели в пригороде Парижа старый замок из 40 комнат. Дом был в ужасном состоянии, ничего не было — ни отопления, ни света, ни газа. Мы въехали зимой и начали ремонт. Первые десять дней температура в комнатах была -20 °С, еще десять дней -15 °С. Мы ютились в одной комнате, где Пьер пытался оборудовать кухню.
И так как у меня не было холстов, я стала рисовать тут же — прямо на стенах. Помню, кошки притащили в дом подмерзших птиц. Вдруг птицы отогрелись и принялись летать по комнате, кошки носились за ними, собаки за кошками, Пьер сверлил, и посреди этого бедлама я выводила на стенах травы и ирисы.
ELLE DECORATION Как вы выбираете сюжет для каждой комнаты?
К.Б. В первую очередь я ориентируюсь на количество света, затем на размер и форму и, в-третьих, на комнаты по соседству. Ведь дом — это прогулка. Бывает, что я заново перерисовываю уже законченный сюжет, если понимаю, что он не гармонирует с росписью в соседних помещениях.
ELLE DECORATION Сколько часов в день вы пишете?
К.Б. Минимум пять часов, максимум — 20. Уже расписано 15 комнат. Мне повезло, я очень выносливая. К тому же я научилась не терять вдохновения, даже если меня прерывают. Раньше меня это злило ужасно. Еще я создала свою схему расстановки баночек с краской, чтобы во время работы даже не смотреть на них. Кстати, палитру, на которой я смешиваю краски, я редко мою. Мне нравится эта разноцветная наслоенность, она может дать совершенно неожиданный эффект.
ELLE DECORATION Неожиданный эффект — это то, что интерьеры расписанных вами комнат так самодостаточны, что практически не нуждаются в мебели.
К.Б. В этом и заключается мой художественный манифест. Живопись преображает любое пространство, она привносит в интерьер жизнь, в то время как мебель требует еще больше мебели. К тому же я пишу маслом, а масло очень хорошо отражает свет. Даже ночью, если отблеск луны упадет на стену, масло его схватит, и вы увидите рисунок.
ELLE DECORATION Клер, вам, наверное, постоянно дарят цветы?
К.Б. Знаете, был момент, когда меня просто задарили предметами с изображением цветов. Потом, к счастью, люди поняли, что дело не в этом. Я не коллекционирую цветы. Я живу цветами.