ВХУТЕМАС: интересные факты и главные представители Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

ВХУТЕМАС: интересные факты и главные представители

👁 14175

Архитектура ВХУТЕМАС. Работы архитектурного факультета 1920–1927 годов. М.: Издание ВХУТЕМАСа, 1927 год. Российская Государственная Библиотека.

Что такое ВХУТЕМАС? 

В 1920 году на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества появился главный творческий институт страны — Высшие художественно-технические мастерские. ВХУТЕМАС просуществовал одно десятилетие, но за это время успел круто изменить основы художественного образования и выпустить первых советских дизайнеров и графиков. Если коротко, то влияние ВХУТЕМАСа на искусство и дизайн XX века сравнимо с влиянием немецкого Баухауса.

Фрагмент обложки журнала «Техника и жизнь №6». На фотографии: студенты деревообделочного факультета ВХУТЕМАСа (М. Олешев, В. Тимофеев и др.) делают макет избы-читальни для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Руководители Антон Лавинский и Сергей Чернышев, 1925 год.

Хорошо, а чем занимались в этих мастерских? 

Во ВХУТЕМАСе готовили универсальных художников нового типа, которые должны были изменить быт советского человека. Художественные и производственные дисциплины здесь объединили: отныне «высокое искусство» теряло свою элитарность, но обрело практические задачи. В школе были живописный, скульптурный, архитектурный, полиграфический, текстильный, керамический, металлообрабатывающий и деревообделочный факультеты.

Алёшин С. Керамическое панно.Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика им. М. И. Калинина, 1927 год. Московский Государственный объединенный музей-заповедник

О. и Г. Чичаговы. «Великолепная пятёрка ВХУТЕМАСа». Литография, 1921.

Студенты создавали посуду, скульптуры и агитационные установки для демонстраций, иллюстрировали книги и разрабатывали шрифты, проектировали жилые дома и мебель. Центром экспериментальных поисков было Основное отделение — вводный курс, где студентов всех факультетов учили общим законам восприятия и передачи цвета, основам пространственного мышления и формообразования, а также ритму и законам композиции. Педагоги даже придумывали собственные инструменты для практики полученных знаний. Николай Ладовский, например, создал простометр, который помогал студентам адекватно воспринимать пространство: правильно оценивать реальную высоту, удаленность и приближенность объектов.

Александр Галактионов с макетом и деталями своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок» (комплект сборно-разборного оборудования из стандартных конструктивных элементов). Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1929 год. Фотография. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

Знаю ли я кого-то из ВХУТЕМАСа?

Конечно! Дизайнер, график и фотограф Александр Родченко, скульптор Вера Мухина, график и дизайнер Владимир Татлин, художники Василий Кандинский, Надежда Удальцова и Петр Кончаловский, архитекторы Алексей Щусев, Константин Мельников, Александр Веснин, Николай Ладовский и «амазонки авангарда» Варвара Степанова и Любовь Попова в разные годы были преподавателями мастерских. Среди самых известных выпускников — художники Александр Дейнека, Татьяна Маврина, Александр Лабас, Андрей Гончаров, скульптор и график Владимир Кудряшев, архитекторы Иван Леонидов и Георгий Крутиков, мастера киноплаката братья Стенберги. Скорее всего, вы уже слышали о школе и ее проектах, просто не знали, что это ВХУТЕМАС.

Александр Родченко со своими студентами (металлообрабатывающего факультета). ВХУТЕМАС, 1926 Слева направо: Николай Соболев, Александр Родченко, Павел Жигунов, И.К. Морозов, Макаров (лаборант), Захар Быков Фотография. Неизвестный фотограф. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой.

Что я могу посмотреть в Москве? 

Самые знаменитые здания, связанные с ВХУТЕМАСом — это Рождественка, 11 (здесь сейчас располагается один из наследников ВХУТЕМАСа — МАРХИ) и Мясницкая, 21 (теперь это здание Российской академии живописи, ваяния и зодчества).

Здание Российской академии живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, 21.

Здание МАРХИ на ул. Рождественка, 11.

Выпускники ВХУТЕМАСа участвовали в оформлении нескольких станций метро. В 1935 году Захар Быков спроектировал оригинальные скамьи с указателями для станции метро «Аэропорт». На «Семеновской» сохранились придуманные им же вентиляционные и декоративные решетки для верхнего вестибюля. Абрам Дамский занимался освещением в московском метро. Светильники на станциях Кольцевой линии «Таганская» и «Октябрьская» — по его эскизам.

Скамьи с указателями на станции «Аэропорт».

Светильники на станции «Таганская» Кольцевой линии.

Все ли проекты были реализованы? 

ВХУТЕМАС не был бы школой авангарда, если бы не предлагал утопических и нестандартных проектов. Самым скандальным стал дипломный проект Георгия Крутикова «Летающий город». Архитектор верил, что в ближайшем будущем люди смогут строить в космосе все, что захотят. По его задумке, в воздушном пространстве лучше всего будут смотреться летающие дома-коммуны, а на Земле пусть остаются природные заповедники и производства. Вместо метро и автобусов —  индивидуальные летающие кабины. За реализацию проекта так никто и не взялся, но все впереди!

Летающий город Георгия Крутикова, 1928.

Хорошо, а если я больше интересуюсь интерьерным дизайном? 

Вашу квартиру вполне можно обустроить по всем канонам ВХУТЕМАСа. Больше всего студенты заботились о продуманном использовании каждого квадратного метра. В мастерских проектировали лампы, стулья, откидные кровати, складные столы и книжные полки. Отличная идея для рабочего угла — мягкий стул из гнутого дерева Николая Рогожина. Пружинящая конструкция под сидением ощущается как будто паришь на упругом потоке воздуха. На таком стуле мышцы затекают не так быстро. Лампы-трансформеры от Абрама Дамского понравятся поклонникам ИКЕИ. Ничего лишнего, только функция: высоту светильника можно менять самостоятельно. А если не хочется заморачиваться с отдельными предметами интерьера, то спасением стала бы комбинированная мебель: шкаф-стол или стол-диван.

Настольная лампа по проекту Абрама Дамского. Руководитель: Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1929 год. Изготовлено компанией LumoLumo для Центра моды и дизайна Всероссийского музея Декоративного искусства, 2020.

Про архитектуру и интерьер понятно, а что насчет литературы? 

При ВХУТЕМАСе действовало целое издательство — выпускали книги, которые иллюстрировали студенты. Одним из самых любимых поэтов вхутемасовцев был Владимир Маяковский. Студенты ходили на его вечера в Политехнический музей, громко декламировали его стихи по ночам и оформляли книги. Во ВХУТЕМАС издали «Люблю» и «Маяковский издевается: первая книжица сатиры». Еще одним поэтом близким к ВХУТЕМАСу был Велимир Хлебников, он даже жил в общежитиях мастерских, а выпускница ВХУТЕМАСа Валентина Кулагина-Клуцис оформила посмертное издание «Записной книжки Велимира Хлебникова».

Николай Купреянов (предположительно). Обложка к поэме В.В. Маяковского «Люблю». Издательство ВХУТЕМАСа, 1922.

Ольга и Галина Чичаговы. Обложка спектакля «Хождение по мукам вхутемаски». Литография, 1921.

И чем закончилась история ВХУТЕМАСа? 

В 1927 году ВХУТЕМАС переименовали во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, а потом и вовсе расформировали. Но многие студенты позже начали преподавать и продолжили распространять идеи, усвоенные за годы обучения. Московская Государственная художественно-промышленная академией имени Строганова, МАРХИ, Российский Государственный университет имени Косыгина, Московский Государственный университет печати имени Федорова и даже МАРШ и «Стрелка» сегодня следуют принципам, которые когда-то создали в мастерских.

Николай Соколов, 4 курс, «Курортная гостиница в Мацесте». Мастерская Александра Веснина, 1928 год. Государственный музей архитектуры им. А.Н. Щусева.

А. Лавинский. Проект избы-читальни, 1925. Из книги «Искусство в быту». Частная коллекция.

Знают ли ВХУТЕМАС в мире? Или это локальное явление?

Проекты студентов ВХУТЕМАСа видели и за пределами нашей страны. Например, изба-читальня от деревообделочного факультета экспонировалась на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Это был электрифицированный макет со шкафами-витринами, столом-скамейкой, эстрадой-стойкой и другими функциональными объектами. Помещение читальни легко могло превратиться в буфет или театральный зал. В советском павильоне Александр Родченко также представил собственный конструктивистский проект — «Рабочий клуб». Здесь мебель тоже легко двигалась, складывалась и перестраивалась по запросу. Экспериментальные идеи вхутомасовцев иностранцев впечатлили и они вручили им несколько наград. Также во ВХУТЕМАСе бывали историк искусства и первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр и известный архитектор Ле Корбюзье. Сегодня школу изучают во всем мире.

Журнал «Строительство Москвы» №10. 1929 год. На обложке: проект Бориса Соколова «Встроенный шкаф-перегородка с передаточным окном между кухней и столовой». Руководитель: Эль Лисицкий. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН, 1929 год.

Захар Быков. Керамическая вариантная плитка (элементы орнамента.). Эскиз. Руководитель: Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1926 Карандаш, гуашь, бумага. Архив Захара Быкова.

Где я могу больше узнать о ВХУТЕМАСе? 

Самый простой способ — прийти на масштабную выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая проходит в Музее Москвы с 10 ноября по 7 февраля. А еще можно зайти на сайтvhutemas.mosmuseum.ru. Там можно почитать об истории ВХУТЕМАСа, студентах и преподавателях, записаться на пару онлайн-лекций, а также найти подробную программу всех событий в честь столетия Высших художественно-технических курсов.

Абрам Дамский. Эмблема завода АМО (впоследствие ЗИЛ), 1930-е. Бумага, карандаш, тушь, гуашь. Архив Абрама Дамского и Натальи Киселевой.

Поделиться:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий