В Москве проходит огромное количество выставок. Но как понять, какая вас точно не разочарует? В новой рубрике ELLE.ru профессиональный художник Анна Борисова выбирает самые интересные, на ее взгляд, экспозиции и объясняет, почему именно они привлекли ее внимание.

Анна Борисова
Художница, работает в стиле реализм, ведет свой блог в инстаграме, преподает в школе Draw&Go и дает частные уроки
Выставка Юрия Пименова
Третьяковская галерея
8 сентября 2021 — 9 января 2022
Юрий Пименов — художник, график, сценограф. Основные темы его работ — Москва и москвичи, жанровые сцены. Его картины — это отражение городских будней простых людей. На его полотнах можно увидеть все краски жизни: от поцелуя влюбленных до жизни в блокадном Ленинграде. Прочтение жизни советского человека с разных сторон. Простота и чистота замысла, отраженные в сложных по своей форме сюжетах, — вот в чём прелесть этого художника. Очень давно я полюбила картину «Лирическое новоселье» 1965 года. Такая сложная ускользающая красота жизни в моменте. Так мог отображать жизнь только настоящий мастер. Кстати, сейчас на сайте Третьяковки в честь дня рождения художника можно посмотреть видео-экскурсию по персональной выставке Юрия Пименова.

Михаил Врубель
Третьяковская галерея
3 ноября 2021 — 8 марта 2022
Третьяковская галерея в последние несколько лет радует посетителей персональными крупными выставками громких и важных имён художников для русского искусства. Такое событие просто нельзя пропустить, если вы находитесь в Москве.
Врубель — одна из важнейших фигур для понимания модерна в России. Собрать творчество этого гения в одном месте — это уже большой успех. Что эта выставка вам даёт? Вы можете проследить влияние одного сюжета на другой, подсмотреть за тем, как художник собирает материал для своей картины. Главная роскошь подобных экспозиций — увидеть серию работ вместе. Так, например, серия с демоном находится в одном зале и смотрится ещё более законченной, сложной мыслью. Важная деталь — на одном из портретов с сиренью в цветках виднеется еще один демон (в середине сверху). Нашли?

«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»
Музей Русского импрессионизма
16 сентября — 16 января
Выставка-продажа, которую организовывали сами художники. Около 100 произведений живописи, графики, скульптуры и фарфора после основной выставки начали своё путешествие по 20 городам США и Канады. Образ русской крестьянки в моей голове был сформирован благодаря сочной, мощной живописи А.Е. Архипова. Смех, жизнь, полноту и сложность русской души художник пытался воспеть разными художественными способами. Доминирующим будет, конечно же, цвет. Почти в каждой работе Архипова присутствует красный — один из трех основных цветов. И нельзя не сказать о том, какой фактурный, широкий мазок рисует нам платье, тело, окружение, но с какой любовью и тонкостью написано лицо и ручки. Художника тут волновал сам человек, которого он отражает с помощью окружения, только усиливая образ. Такие трогательные, живые и тёплые картины.

«Современная графика из собрания центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен»
ГМИИ им. А.С Пушкина
26 октября 2021 — 30 января 2022
Здесь можно увидеть много переосмыслений разных стилей и форм, найденных в прошлые века, — от реализма до кубизма. Что вам говорит фамилия Герлен? Наверняка вы сразу подумали о парфюме и косметике. А знали ли вы, что эта семья владела богатейшей коллекцией полотен импрессионистов, а позже учредила премию в области современного рисунка? Честно, я тоже не знала, но это открытие только меня натолкнуло на то, что нужно больше исследовать мир живописи и графики. Работы признанных художников-графиков, думаю, смогут дать пищу для размышления любому творческому человеку. Лично меня зацепила работа Кики Смита «Без названия» (или «Женщина с птицей») 2003 года. В ней есть всё, что я так люблю — просто о сложном. Немного наивный рисунок, несколько детский и нарочито асимметричный (линия плеч, глаза), и при этом достаточно сложный сюжет, с вполне проработанной птичкой в руках, которую держит героиня как веер. Думаю, что смыслов в этой работе много, но их явно художник специально или случайно не усложняет своим собственным языком (не добавляет дополнительных деталей в виде окружения или цвета). Достаточно аскетичный рисунок с фактурной мятой бумагой даёт почувствовать тяжелую, грустную эмоцию, а это всегда красиво. Как говорят среди художников: «минимум средств — максимум выражения».

«Русский модерн. На пути к синтезу искусств»
26 октября 2021- 31 августа 2022
Свежие лёгкие полотна художников декораторов в расцвет театральной жизни Москвы и Петербурга не оставят вас равнодушными. Манящая, тонкая красота, которую отражали художники этого периода, заставит оглянуться и посмотреть на мир по-новому. Как же я люблю картину Александра Головина «Умбрийская долина» 1910-е. Даже если на неё смотреть с сугубо с профессиональной точки зрения, эта картина уникальна. Выглядит она несложно: куст роз, задний фон, как в театре (без пространства), но какая красота линии, как же Головин умеет тонко показать то, что видит, а главное, чувствует. А о сложности цвета можно судить, только когда видишь эту картину вживую.
