Женское царство: 5 хороших фильмов о жизни в женских школах-интернатах

Закрытость и непрозрачность школ-пансионов для девочек, как и аналогичная ситуация с подобными школами для мальчиков и церковью, всегда привлекала литераторов и режиссеров, поэтому такие интернаты — частое место действия романов и кинокартин. Такие сеттинги — всегда хорошая возможность поговорить о вреде консерватизма, дедовщине, травле, неравенстве, дружбе, бунте и справделивости на контрасте с красивейшим визуальным рядом. ELLE вспоминает пять хороших, запоминающихся фильмов, действие которых проходит в закрытых образовательных учреждениях для девочек и девушек.

«Райские холмы»

Трещины (2009)

Англия, 1930-е, в престижную школу-пансион для девочек приезжает Фиамма — новенькая из Испании. Фиамма очень красива, но больна астмой и постоянно нуждается в ингаляторе. Несмотря на недуг, она самодостаточна, горда, грациозна, добра и гораздо более опытна, чем остальные ученицы: она много путешествовала и уже имела любовные отношения. Фиамма сразу же привлекает внимание молодой преподавательницы плавания мисс Джи. Мисс Джи — идол своей команды плавания, она делится историями своих путешествий и поощряет в девушках свободомыслие и смелость. Фиамма и мисс Джи кажутся похожими, но вместо единства их встреча превращается в противостояние, и от присутствия юной испанки, живущей настоящей жизнью, в образе мисс Джи начинают проступать трещины, вскрывающие ее лживость.

«Трещины»

«Трещины»

«Трещины»

«Трещины» — первая и единственная полнометражная картина дочери Ридли Скотта Джордан Скотт. Джордан — британка, и потому тема закрытых частных школ и связанных с ними проблем ей очень близка. В ее фильме элитная школа со строгими правилами показана как место подавления воли учениц и их противостояния этому, такая образовательная система видится через призму «Трещин» как лицемерная, угнетающая и ломающая психику, провоцирующая напряжение, травлю и сексуальное насилие. В картине Скотт это контрастно противопоставлено красоте и изяществу учениц и идеологии, которую официально проповедуют в школе. Особый шарм «Трещинам» придает гармоничный и точно подобранный актерский состав: роль мисс Джи, когда-то самой сломанной этой же школой, где она теперь преподает, сыграла Ева Грин, Фиамму — испанка Мария Вальверде, ревнивую любимицу мисс Джи Дай — Джуно Темпл, ее подружку Поппи — Имоджен Путс.

Обманутый (1971)

1863 год, в США идет гражданская война между Севером и Югом. В глуши штата Миссисипи тихо и скромно живет школа-пансион для девочек мисс Марты. Одна из учениц находит раненого солдата-северянина, который у здешних жителей-южан считается врагом, но решает проявить доброту и попросить для него помощи у основательницы школы, мисс Марты. Так солдат попадает внутрь, но, будучи слабым, оказывается зависим от женщин. Постепенно все обитательницы пансиона, очень давно лишенные мужского внимания, начинают меняться из-за присутствия в особняке симпатичного военного. Назревает соревнование за его внимание, женщины интригуют против друг друга и против него.

«Обманутый»

«Обманутый»

В 2017 году выходил римейк этого фильма от Софии Копполы под названием «Роковое искушение»: подразумевалось, что ее женский взгляд будет противопоставлен мужскому взгляду режиссера картины 1971-го Дона Сигела, но режиссерские стиль и приемы Копполы просто не подошли сюжету, тянущему на триллер. Движущая сила истории здесь, как и во многих фильмах о школах-пансионах, — сексуальное напряжение, неизбежно появляющееся у запертых в изоляции женщин, и именно эта тема становится центральной в «Обманутом», но мстительность и агрессия участниц выливается не друг на друга, а на случайно попавшего в ловушку мужчину, который, впрочем, сам во многом виноват в происходящем, потому что не захотел возводить границы между собой и окружающими его женщинами. Важно упомянуть, что главную роль в этом фильме сыграл Клинт Иствуд на пике формы.

Пикник у висячей скалы (1975)

1900 год, Австралия, День святого Валентина, ученицы школы-пансиона отправляются на пикник к Висячей скале в честь праздника. Их сопровождает пара учительниц, обе женщины отмечают, что их часы встали в полдень. На пикнике девушки разрезают торт в форме сердца, изучают местную флору и читают. Несколько учениц просят разрешения изучить Висячую гору и снять с нее мерки в исследовательских целях. Поднимаясь по склону, они словно попадают под действие какой-то мистической силы, которая, с одной стороны, наполняет их энергией и, с другой стороны, усыпляет. Девушки, зашедшие в расщелины скалы, таинственно исчезают, остальные ученицы, ждавшие внизу, возвращаются в пансион в смятении, растерянности и страхе.

«Пикник у висячей скалы»

«Пикник у висячей скалы»

«Пикник у висячей скалы»

Формально «Пикник у висячей скалы» — хоррор, но никакой разгадки исчезновения учениц школы ждать не стоит, ее не будет. Когда-то отсутствие объяснения случившегося вызвало бурную реакцию у аудитории, часть которой не понимала, как можно потратить на фильм два часа и так и не узнать точно, что же там случилось. Это сегодня концепция открытого финала кажется чем-то привычным, но в 70-е зрители были не очень-то готовы к таким трюкам. Однако фильм все равно был успешен не только у критиков, но и в прокате. «Пикник у висячей скалы» — медитативное, поэтичное зрелище, и с самого начала становится не так важно, чем оно завершится, потому что сразу попадаешь под гипнотическое обаяние визуального ряда и монтажа. И саму картину, и книгу, на основе которой она снята, можно трактовать по-разному, это интересная работа для ума. Некоторые исследователи полагают, что в этом произведении Висячая скала — символ дикой Австралии, с которой пришлось столкнуться и иногда погибнуть в этом столкновении первым переселенцам из Великобритании, чьими детьми по сути являются ученицы школы. Тем не менее, это явно не единственный смысл, который можно извлечь из «Пикника у висячей скалы».

Суспирия (2018)

Конец 1970-х, юная американская танцовщица Сюзи приезжает в Берлин, чтобы учиться в знаменитой балетной школе Tanz. Одновременно с ее приездом из школы пропадает одна из учениц Патриша, которая перед исчезновением рассказала своему психотерапевту, что школа — это прибежище ведьм, которые устраивают шабаши и приносят своих учениц в жертву. Постепенно некоторые ученицы школы начинают подозревать неладное и находить подтверждения своим загадкам. Ольга, прима и ближайшая подруга Патриши, обвиняет преподавательниц в сговоре и покидает Tanz. Одновременно с этим Сюзи укрепляет свое положение благодаря таланту и самоотдаче и занимает место примы.

«Суспирия»

«Суспирия»

«Суспирия»

«Суспирия» Луки Гуаданьино — римейк классического одноименного итальянского хоррора-джалло 1977 года режиссера Дарио Ардженто, но со своей идеологией. Цветастый фильм Ардженто не исключал присутствия мужчин, у Гуаданьино же все цвета блеклые и школа-пансион становится исключительно женской территорией. Новая версия «Суспирии» исследует женское коварство по отношению друг к другу, эгоистичные посылы материнства, трудные отношения матерей и дочерей и злоупотребление властью всех, кому она попадает в руки. Главные роли в картине исполнили Тильда Суинтон, Дакота Джонсон, Миа Гот и Хлоя Грейс Морец, саундтрек написал Том Йорк.

Расцвет мисс Джин Броди (1969)

1930-е, Эдинбург, престижная частная школа для девочек со строгими порядками. Одна из преподавательниц — мисс Джин Броди — выбрала себе квартет любимиц и старается дать им больше, чем остальным своим ученицам: ходит с ними в музеи и на концерты, поощряет свободомыслие, инициирует беседы на темы, которые в школе обычно не поднимают. Остальной преподавательский состав консервативен и не в восторге от таких методов, считая, что это не способствует тому, чтобы девочки стали «правильными» членами общества. Ситуацию осложняют запутанные романтические отношения мисс Броди, которая под давлением своих желаний постепенно превращается в манипуляторшу.

«Расцвет мисс Джин Броди»

«Расцвет мисс Джин Броди»

«Расцвет мисс Джин Броди»

Как это часто бывает в фильмах о частных школах, в этой картине появляется тема противостояния новых, свежих взглядов и идей консервативным представлениям о жизни. Как это часто бывает в фильмах о частных школах для девушек, тут есть феминистические идеи. Как это часто бывает в фильмах о закрытых экосистемах, где все участники вынуждены быть законсервированными друг с другом, здесь присутствуют темы зависти и интриг. В год релиза «Расцвет мисс Джин Броди» попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля, а молодая на тот момент актриса Мэгги Смит, которую мы все знаем как профессора Макгонагалл из франшизы о Гарри Поттере, получила «Оскар» за роль Джин Броди.

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.