Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Жив ли «Живой журнал»: кого и зачем читать

Сервис LiveJournal

Галина Нилова. В карантине и самоизоляции в онлайн переходят работа, учеба, покупки и развлечения (даже спектакли и концерты можно смотреть не выходя из дома). В недавнем прошлом главной площадкой онлайн-общения в Рунете считался «Живой журнал». Почему ЖЖ был «нашим всем» в нулевых, есть ли топ и кто в нем сейчас — в материале РИА Новости.

Живее всех живых

«Живому журналу» исполнился 21 год — совсем не юбилей, но во многих странах — совершеннолетие и рубеж, а для «уютной жежешечки» — целая вечность. Многие нынешние молодые люди вообще не знают, что это такое.

Сейчас при разнообразии соцсетей активные в прошлом ЖЖ-юзеры удивляются: «Как, он еще жив?» Большинство авторов и читателей френдленты давно переселились в фейсбук или в Telegram и продолжают публиковаться там, либо вообще прекратили это делать.

Да, популярность уже не та и аудитория другая, но есть юзеры, которые пишут только туда. Есть топ ЖЖ (Тёма Лебедев по-прежнему в нем), есть новое поколение, которого в нулевых еще не было в интернете. И есть причины, по которым блогеры предпочитают старый добрый ЛЫТДЫБР другим соцсетям.

Так, искусствовед, арт-критик и автор книги «Омерзительное искусство» Софья Багдасарова и сегодня остается активным и читаемым ЖЖ-пользователем. По ее мнению, это единственная сетевая платформа, где можно делать длинные тексты с картинками, поскольку в фейсбуке неудобная верстка.

Своих читателей она называет «константной аудиторией» и уточняет: ей «удается при помощи модерирования поддерживать хорошую атмосферу, что для культурной аудитории — приятная ниша».

«Я баню за мат, за это меня одна группа комментирующих очень уважает, а другая — наоборот», — приводит пример блогер.

На вопрос о том, как с такой редкой темой удается оставаться в топе ЖЖ, она поясняет, что, с одной стороны, люди теперь больше интересуются искусством, с другой — «работает институт репутации». И добавляет: «Ну и я умею доступно объяснять».

Очень ценно, что в ЖЖ удобно поддерживать пул комментаторов: «Люди приходят одни и те же, и можно по каждому новому комментатору для себя делать пометки: этот «идиот», или этого «предупредила один раз», или «агрессивный, кидается». Нигде в других сетях этого нет», — поясняет Софья.

«Много букв»

«Живой журнал» в свое время имел уникальную аудиторию журналистов и публицистов. Платформа была заточена на длинные тексты, в ней хорошо жилось любителям писать и читать «много букв».

Писатель и журналист Денис Драгунский до 2019-го был активным автором «жежешечки». Он публиковал там короткие рассказы, делился впечатлениями. Теперь его страница — сборник хороших текстов.

До сих пор (с 2002 года) много пишет в ЖЖ Светлана Мартынчик, долго скрывавшаяся под псевдонимом Макс Фрай. Ее профиль называется «Как объяснять картины мертвому зайцу», там автор «многословно» рассуждает на злободневные темы.

Автор, пиши еще

«ЖЖ для меня был местом, где я познакомилась, собственно, с большой частью моих друзей. Миром, в который можно было убежать, когда в офлайне все было не очень. И откуда можно было гордо уйти в реальный мир, если не очень становилось уже там. Ну и потом вернуться, конечно», — рассказывает поэт Аля Кудряшева (больше известная под ником izubr), автор «Мамы на даче».

Детская писательница Дина Сабитова («Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени») сделала первую запись в сентябре 2002 года: «Я чувствовала себя безъязыким, спеленутым по рукам и ногам существом — не знала, как писать и что. <…> Я пришла в ЖЖ потому, что сетевая читательница моих рассказов написала «Вам это надо!» и купила мне доступ, оформив аккаунт почти насильно».

«Очень быстро появились читатели-френды, а в момент расцвета ЖЖ я могла писать по 17 постов в день. Тем более что на ту эпоху пришлись важные события моей жизни: развод, переезд в Москву, рождение ребенка, новый большой дом, новые книги, премия за одну из книг, приемная дочка и переезд в Коста-Рику. Огромное счастье для меня — что все это задокументировано подробно», — поясняет писательница.

Почему ЖЖ стал умирать

В 2011 году Евгений Гришковец в своем последнем, 528-м посте написал:

«Я ухожу из ЖЖ навсегда. Закрываю этот блог и вообще ухожу из блогосферы. <…> Я не выдерживаю той легкой доступности, которую предоставляет интернет и мое присутствие в ЖЖ».

В начале десятых заговорили, что ЖЖ мертв потому, что из него ушла активная интеллектуальная жизнь. Сейчас это скорее платформа для текстов и статей.

"В фейсбуке было неудобно и неловко, он требовал более коротких текстов, но взамен давал сладкий допинг: моментальный отклик читателей — лайки, — рассуждает Дина Сабитова. — Я еще какое-то время потрепыхалась на два дома, а потом поняла, что все. ЖЖ был уютный дом, просто уже люди перестали туда заходить. А без гостей дом умирает".

Поделиться:

vcnews.ru © Все права защищены. Перепубликация материалов сайта без указания источника запрещена.