Роберто Кавалли (Roberto Cavalli) относится к редкой категории людей, над которыми не властно время. Тот же загар, те же темные очки, то же неизменное обращение ко всем «amore mio». Его удостоились и мы, приехав как-то раз в поместье Кавалли. Внук художника-импрессиониста Джузеппе Росси, он всегда отличался истинно артистической свободой — в жизни, работе, во всем. Кавалли не только призывает нас бросить вызов условностям, но и первым подает пример. Носит кожу и «хищные» принты, живет в окружении откровенной — но не чрезмерной — роскоши.
Дом в пригороде Флоренции — настоящая сокровищница, где хранится масса диковинных предметов, большая часть которых была придумана дизайнером за последние годы. Но этого ему показалось мало, и он решил предъявить миру плоды своего увлечения, запустив собственную линию мебели и аксессуаров для интерьера Roberto Cavalli Home.
«Жаль, что стены не умеют говорить! Уверен, они бы рассказали массу интересного о прежних обитателях дома».
Вот уже тридцать лет в этом доме живет весь многолюдный клан Кавалли: жена Ева, дети Роберто, Ракель и Даниэль, а также Томмазо и Кристина — сын и дочь дизайнера от предыдущего брака. «Еще мы приютили несколько собак, не помню, сколько именно, — я уже сбился со счета, а также кошку и попугаев!» — добавляет Кавалли, по-хозяйски обводя взглядом свои владения.
Он уютно устроился на террасе в тени жасмина — отсюда открывается лучший вид на окрестности. «Мне всегда нравилось то, что имеет отношение к природе, — рассказывает дизайнер. — Из цветов я обожаю орхидеи, особенно белые, они очень сексуальны. Меня вдохновляют животные и птицы. Я часто гуляю по холмам с камерой и фотографирую бабочек. Все живое имеет прекрасный „наряд“, а я всегда обращаю внимание на одежду. Однажды я понял, что Бог — лучший дизайнер, и стал просто копировать его».
В доме Кавалли ощущаешь, что эта страсть хозяина — не притворство. Повсюду текстиль с анималистическими принтами, сиденья накрыты шкурами зебр и коров, на покрывалах и подушках, и даже на каминном дымоходе — рисунок, имитирующий узор шкуры леопарда. Этот интерьер вызывает воспоминания о первых коллекциях Кавалли — таких же ярких и провокационных. В 1990-е годы интерес к ним поутих: миром моды овладело стремление к строгости, сдержанности и простым геометричным формам. Однако после запуска в 1998 году линии одежды в стиле casual, названной Just Cavalli и завоевавшей признание таких звезд, как Дженнифер Лопес и Шэрон Стоун, внимание публики вновь оказалось приковано к эпатажному дизайнеру. Сегодня ему 80, и он по-прежнему на коне. «Нас, Кавалли, не так-то легко выбить из седла, — говорит он. — Кстати, вы знали, что наша фамилия происходит от итальянского слова „лошадь“?»
«В Тоскане ароматы для дома абсолютно не нужны: достаточно открыть окна!»
В свой нынешний дом семья въехала в 1973 году. Долгое время они арендовали в нем всего несколько комнат. «После развода с первой женой я искал жилье за городом, куда бы я мог привозить своих детей. Этот фермерский дом на живописном холме, скрытый от глаз прохожих зеленью деревьев, сразу мне приглянулся. Мы сняли весь верхний этаж. Владельцы — многодетная семья — жили прямо под нами, на первом этаже. Это были счастливые времена: дети играли вместе. В 1980 году мы выкупили здание целиком».
Дом представляет собой перестроенную башню XV века. Здесь в свое время жили местные фермеры, которые по мере роста семей пристраивали все новые и новые помещения. Десять лет назад Кавалли построил в саду дополнительное сооружение, где расположилась его мастерская. «Дом рос год за годом, причем без вмешательства профессионального архитектора, — рассказывает Кавалли. — Именно в этом его плюс. У постройки есть свой характер, я не видел ничего похожего во всей округе. По тому же принципу я выстраивал интерьер».
Некоторые стены в доме каменные, и дизайнер частично расчистил живописную старинную кладку. Массивные потолочные балки были также открыты. «Это выглядит очень романтично. Хотел бы я, чтобы стены умели разговаривать! Уверен, у них накопилось множество курьезных историй о прежних обитателях старой башни», — фантазирует Кавалли.
«Не то чтобы я с ума схожу по леопардам! Мне нравится все, что имеет отношение к природе».
Экскурсия по дому продолжается демонстрацией коллекции деревянных мадонн: «Черная Мадонна» XV века из Умбрии, еще одна — XIII века из Сиены, позолоченная резная скульптура XIV века. «За свою жизнь я подробно изучил женское тело и теперь в совершенстве знаю все его особенности, — говорит хозяин. — Для мужчины нет более мощного стимула, чтобы идти вперед».
Кавалли — заядлый коллекционер. Помимо скульптуры и картин, в доме много художественного стекла от Daum и Эмиля Галле. Впрочем, здесь нашлось место не только для антиквариата, но и для образцов современного дизайна. Немалую часть обстановки составляют предметы Roberto Cavalli Home. Настольные лампы и канделябры, бокалы для вина и фарфор с фирменной монограммой — коллекция, впервые показанная в Милане в 2012 году, с годами заметно расширилась и включает в себя не только мебель, но и ковры, посуду, светильники, постельное белье, обои и даже керамическую плитку. «Коллеги по цеху часто обвиняют меня в пристрастии к излишествам, — говорит дизайнер. — На это я всегда отвечаю: любви и красоты не может быть слишком много, amore mio! Развивайте в себе талант не путать роскошь с глупостью. Время учит быть разборчивым во всем, будь то люди, еда, одежда или, наконец, предметы интерьера».
«Однажды я понял, что Бог — самый великий дизайнер. И просто решил копировать его».