14 мая день рождения у Софии Копполы — оскароносной сценаристки и постановщицы, в разные годы награждавшейся Золотым львом Венеции, режиссерским призом Канн и тремя главными (фильм, режиссура, сценарий) наградами Independent Spirit. Поздравляя Софию с 50-летием, составляем субъективный рейтинг ее режиссерских опытов — от худшего к лучшему.
8. «Последняя капля», 2020
Замыкает рейтинг прошлогодняя работа Копполы — вялый реюнион Софии и Билла Мюррея. Последний получил ворох номинаций за роль, которую мог бы сыграть во сне: пожилого плейбоя и непутевого отца замечательной дочери (Рашида Джонс), заподозрившей мужа в неверности. Это самый необременительный — точнее, единственный банальный — фильм Копполы, вернувшейся к любимой теме отцов и детей (ее папа Френсис Форд — режиссер «Крестных отцов» и «Апокалипсиса сегодня»), но взявшейся за ее раскрытие спустя рукава.
7. «Очень Мюрреевское Рождество», 2015
На порядок симпатичнее предыдущая коллаборация Софии и Билла — не столько фильм, сколько стриминговый варьете-special (вышел он на Netflix). При большом желании эти 56 минут можно назвать рождественским мюзиклом: сам Мюррей и его гости (Дженни Льюис, Майя Рудольф, Майли Сайрус, а также вызывающе безголосые Крис Рок и Джордж Клуни) более-менее безостановочно поют соответствующие стандарты. Но есть тут и подобие сюжета: Нью-Йорк замело снежной бурей, а Мюррею надо как-то провести праздничную телепередачу.
6. «Элитное общество», 2013
Кажется, первым фильмом Копполы, где она никак не идентифицируется с любым из героев, стала адаптация статьи из Vanity Fair — об испорченной молодежи, на протяжении нескольких месяцев грабившей пустые голливудские особняки знаменитостей. Работая с преимущественно молодыми актерами (во главе с Эммой Уотсон в одной из ее первых после финала поттерианы ролей), София снимает их как документалист-ремесленник — избегая оценочных суждений, но и какого-либо интереса к предмету разговора, кажется, не испытывая.
5. «Мария-Антуанетта», 2005
Куда более живой интерес вызвала у Копполы история Марии-Антуанетты — казненной королевы Франции и прото-рок-звезды, чья придворная жизнь была, по версии Софии, хит-парадом платьев («Оскар» за лучшие костюмы), париков, пирожных и прочих излишеств. Разумеется, таким образом Мария-Антуанетта компенсировала дефицит любви и внимания, но каким бы целеустремленным ни был перформанс Кирстен Данст, запоминается фильм роскошью, избыточностью и ударным, с акцентом на постпанк и нью-вейв 1980-х, саундтреком.
4. «Девственницы-самоубийцы», 1999
Трилогия коллабораций с Данст началась для Копполы с ее дебютного фильма — экранизации одноименного романа Джеффри Евгенидеса о скучающих в сонном американском пригороде сестрах Лисбон. София с ходу продемонстрировала свой талант создавать туманную — одновременно пленительную и гнетущую — атмосферу, дополняя картинку идеально подходящей ей музыкой (здесь — рок-н-роллом 1970-х и выдающимся оригинальным саундтреком французского дуэта Air, в который встревает будущий муж Копполы, фронтмен Phoenix Томас Марс).
3. «Роковое искушение», 2017
Своеобразный авторемейк «Девственниц-самоубийц» получился у Копполы из адаптации романа Томаса Куллинана (она же — переосмысление снятого по нему в 1970-х фильма с Клинтом Иствудом) о герметичных страстях на фоне Гражданской войны. В обоих случаях нарратив прячется в застенках запертых в четырех стенах девичьих душ, а мужчины — например, спасенный южными женщинами капрал армии северян (здесь его играет Колин Фаррелл) — остаются на сюжетной периферии. В главных ролях — Николь Кидман, Эль Фаннинг и та же Данст.
2. «Где-то», 2010
Победа «Где-то» на Венецианском кинофестивале вышла слегка противоречивой (жюри возглавлял экс-бойфренд Копполы Квентин Тарантино), но десять лет спустя этот фильм кажется самым недооцененным в послужном списке Софии. Отчасти автобиографическая драма об отношениях знаменитого отца и его юной дочери соседствует здесь с не очень смешной комедией о голливудских нравах, но традиционные козыри Копполы — эмпатия, авторский почерк, безупречный выбор музыки — заставляют закрыть глаза на то, что где-то мы это уже видели.
1. «Трудности перевода», 2003
Честно говоря, вся фильмография Копполы в целом укладывается в 102 минуты ее второго фильма — принесшего ей не только ворох призов (включая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий), но и автономное от отцовской славы признание. Умная и смешная трагикомедия о том, как встретились два одиночества, позволила разглядеть в Мюррее большого драматического актера, а в Скарлетт Йоханссон — будущую суперзвезду, приблизила реюнионы украсивших саундтрек My Bloody Valentine и The Jesus and Mary Chain и превратила Токио в кинематографическую сказку калибра Парижа или Нью-Йорка.
14 мая 2021·