Законы привлекательности: как мы выбираем, в кого влюбиться

Мой знакомый сомелье обожает шутки. Одна из его любимых о том, что на самом деле существуют только два сорта вина. Угадайте какие? Красное и белое? А вот и нет. Сухое и сладкое? Неправильно. Хорошее и плохое? Теплее, но тоже нет. Верный ответ: те, что вам нравятся, и те, что не нравятся.

С одной стороны, это самый простой и логичный организующий принцип. Зачем нам эти медали и изысканные букеты — нам нравится вкус, и это единственный аспект, который имеет значение. И это верно не только для вина, но и для всего остального.

В то же время наш выбор часто бывает обусловлен потребностью к ориентирам. Нам нравится доверять шаблонам, нравятся вещи и явления понятной общей ценности. Недавнее исследование, опубликованное в американском журнале Science Advances, подтверждает, что вездесущие стандарты прокрались во все области нашей жизни, включая романтические отношения.

Основной вывод ученых заключается в том, что почти три четверти пользователей приложений для знакомств вроде Tinder, Match, OkCupid и других предпочитают вступать в общение с теми, кто на 25 % желаннее их самих.

Именно так — четко и ясно: 25 и ни процентом меньше. Не правда ли, удивительно, что сегодня существуют инструменты вычисления таких неопределяемых вещей, как желанность. Но что еще удивительнее, мы готовы доверять подобной информации.

Как же ученые вычислили этот захватывающий показатель? Оказывается, профессора кафедр социологии и психологии Мичиганского университета проанализировали сотни тысяч сообщений, которыми обменивались на сервисах знакомств более чем 186 000 мужчин и женщин, применяя алгоритм PageRank, систему, используемую поисковой машиной Google для оценки качества и информационной ценности веб-сайтов.

Ведущий автор исследования, доктор социологии Элизабет Брач, словно в утешение добавляет: «Речь не о разной степени привлекательности и сексуальности, а о единой иерархии желанности, которая складывается из многих показателей, таких как возраст, образованность и даже место проживания. И за попытками завязать знакомства с кем-то другого уровня популярности не всегда следует провал. Напротив, те, кто рискует „сбежать из своей лиги“, имеют шансы добиться успеха». Что ж, звучит заманчиво. Интересно, сколько в процентном отношении?

Если степень нашей желанности можно измерить по принципам PageRank, попытки очаровать кого-то покруче себя могут расцениваться как смелый маркетинговый ход.

Самопродвижение в интернете — полезная наука, а набор базовых знаний не повредит не только для раскрутки собственного аккаунта в инстаграме, но и для правильного заполнения анкеты в Тиндере.

Хелен Фишер, антрополог из Института имени Кинси и по совместительству научный консультант сервиса знакомств Match.com, советует следующее: «Очень сложно оценить героя будущего свидания с экрана смартфона, тем не менее, все мы визуалы, привыкшие судить по картинкам, поэтому выбор фотографий играет ведущую роль — не поленитесь загрузить минимум шесть из тех, что считаете удачными. И самое важное: если то, что уже имеется на вашем аккаунте, не работает, измените стратегию — напишите небольшой и яркий текст о себе, добавьте предпочтения, обновите фото».

В заочной оценке взаимного притяжения многие моменты субъективны — чтобы понять, возможно ли продолжение истории, нужна встреча лицом к лицу.

Помня о своем друге-сомелье, могу сказать, что все особенности, делающие человека привлекательным, можно разделить на две категории: общепринятые (приятная внешность, интеллект, чувство юмора) и уникальные (допустим, вас не на шутку заводят едкий сарказм, карие глаза и глубокие познания в истории династии Цин).

Эти две категории не всегда совпадают. Иногда персональные предпочтения в корне противоречат чертам, высоко ценимым по общим стандартам — ну что поделать, если вы действительно любите большие носы, даже если они не считаются стереотипно красивыми. Или вдруг вы находите что-то возбуждающе трагичное в мужчинах, которые не могут и месяца продержаться на работе, хотя профессиональные достижения и финансовая стабильность — синоним каменной стены, замуж за которую стремятся все ваши подруги.

Совместимость — это очень сложная алхимия. Из нескольких базиллионов факторов, влияющих на то, проскочит ли искра, большинство сработают только при личном взаимодействии. Поиск партнера, как правило, определяется хаосом: сделав первый шаг, онлайн или в реальности, вы передаете свое романтическое будущее в руки незнакомца со всеми непредсказуемыми причудами, на которые способны незнакомцы.

Таким образом, идея измерить «желанность» раскрывает не только ограниченность выводов, унизительную иерархию и бездушную абстракцию цифрового пространства, но также имеет полезный бонусный подтекст: хаос укротим, ознакомьтесь, вот свод основных принципов. Куда проще продолжать игру в мире онлайн-знакомств, зная, как там все устроено и имея полную свободу выйти из нее, когда надоест следовать правилам.

«Стоит помнить, что задача приложений для знакомств — создание первого представления о человеке, которое на деле может оказаться ошибочным, — добавляет антрополог Хелен Фишер. — Вы можете встретить мужчину мечты, отмеченного тысячей лайков, но такие черты, как юмор или искренность, трудно измерить в Интернете. Чтобы распознать, насколько конкретный человек хорош именно для вас, не обойтись без свидания, а единственный реальный алгоритм, которому можно полностью доверять, — ваш собственный мозг и все базовые чувства, включая интуицию».

VCNEWS новостное издание. © 2020-2022 Все права защищены.