Бизнесвумен Бет (Гвинет Пэлтроу) кашляет. Она сидит в аэропорту, разговаривает по телефону с любовником и выглядит так себе — но все же не настолько плохо, чтобы заподозрить, что через два дня, уже дома, она упадет замертво. Шокированный муж (Мэтт Деймон) орет на врача «что случилось?», а тем временем люди умирают и в Лондоне, и в Токио, и в Гонконге. Вскоре эпидемиолог ВОЗ (Марион Котийяр) начнет выяснять, что случилось, а власти — решать, что с этим делать. К моменту, когда появится вакцина, пандемия унесет жизни 26 миллионов человек.
Возможно, самым актуальным диалогом «Заражения» оказался наиболее тривиальный. Один из второплановых героев, ассистирующих доктору Эрин Мирс (Кейт Уинслет) в борьбе с пандемией, сетует, что жена встречает его дома с ведром воды и куском мыла и заставляет раздеваться в гараже. Затем он с надеждой спрашивает: «Ну она же перегибает палку, да?» На что доктор без тени сомнения отвечает: «Вообще-то нет. И перестань трогать свое лицо, Дейв».
Дебютировавший осенью 2011 года на Венецианском кинофестивале триллер Стивена Содерберга собрал приличную прессу и усовершенствовал канон жанра, незыблемый со времен «Эпидемии». Но фурора, впрочем, не произвел и обсуждался в основном в связи с тем, как быстро и безжалостно режиссер избавился от героини Пэлтроу. Между тем, Содерберг и его сценарист Скотт З. Бернс уделили внимание не только кинематографическим, но и научным аспектам фильма — что оказалось по-настоящему востребованным лишь 9 лет спустя.
Занимаясь паблисити «Заражения», Бернс признавался, что консультировавшие его ученые-эпидемиологи предупреждали: пандемию, наподобие изображенной в фильме, матушка-природа задолжала нам давно. Сценарист с режиссером прислушались к экспертам, и теперь зрители единодушны: события фильма поразительно, необъяснимо предвидели происходящее сейчас по всему миру.
Какие-то детали, конечно, вызывают улыбку: блогер в исполнении Джуда Ло так обижается на реплику «блогерство — это граффити с пунктуацией», что превращается в карикатурного злодея, который этому фильму совершенно не нужен. Но почти все остальное — от истории происхождения вируса (да, там тоже не обошлось без Китая и летучей мыши) до препарируемых автором социальных механизмов в экстремальных условиях — выглядит страшно правдоподобно.
Многое, на чем акцентирует внимание автор, — паника, мародерство, закулисные игры на уровне принятия стратегических решений, — пугали тогда и устрашают сейчас. Но, несмотря ни на что, «Заражение» — кино по-своему обнадеживающее. Его главные герои — люди, способные трезво оценить обстановку, засучить рукава и делать свою работу. Их личные подвиги или маленькие бунты — вроде решения проигнорировать бюрократический запрет или вколоть себе экспериментальную вакцину — бесспорно важны, но еще важнее общий порядок, благодаря которому работает то, без чего нельзя.
В этом же, если что, и главный урок фильма — не только в азбучных истинах (мойте руки!), но и в призыве прислушаться к здравому смыслу. Именно его — а также сознательности, ответственности и элементарной совести — сейчас отчаянно не хватает и некоторым президентам, и многим гражданам, недооценивающим серьезность вирусной угрозы. Как справедливо заметил пару недель назад комик Джон Оливер, 2% — это не то чтобы очень много, но мир без 2% населения —это в буквальном смысле завязка шоу «Оставленные»! И вообще-то нет, перегнуть палку тут нельзя.
7 ноября 2020·