ELLE Есть ли у Третьяковской галереи традиция, связанная с празднованием дня рождения? И какая программа намечена на этот год?
ЗЕЛЬФИРА ТРЕГУЛОВА Я думаю, традиция зависит от того времени, когда празднуется юбилей. В советские годы юбилей всегда означал торжественное заседание, желательно в Большом театре — с речами, выступлениями артистов и тд. Третьяковская галерея достаточно пышно отмечала свои 150 лет. Я это отлично помню, так как именно на тот год пришлось и двухсотлетие Музеев Московского Кремля (до работы в Третьяковской галерее Зельфира Исмаиловна была заместителем генерального директора по выставочной деятельности в ММК. — Прим. ELLE). Я помню, насколько сложно было выстроить программу юбилейных мероприятий. Это всегда вызов! Хочется сделать что-то, что запомнилось и осталось на большой срок; что-то, что обозначило тот путь, который уже пройден, и тот вектор развития, который взят.
В 2021 году мы решили пойти по совсем иному пути, который оказался не менее сложным. Этот путь мы обозначили как «марафон событий».
Первое событие — это выставка Ивана Кудряшова, которая открылась 18 мая. Она стала результатом огромной работы отдела первой половины XX века. Там работают лучшие специалисты по русскому авангарду, которые есть сегодня в стране. Эта выставка — точка отсчета для нашего сотрудничества с выдающимся собранием русского авангарда в музее города Нукус в Узбекистане (Музей искусств Каракалпакстана имени И.В. Савицкого). Для нас было очень важно, что в эпоху пандемии мы получили работы Кудряшова из закрытого до сих пор Музея современного искусства — Коллекция Костаки в Салониках. Еще мы получили работы из Центра Помпиду в Париже. Впервые в истории наших взаимоотношений с этим великим музеем мы принимали экспонаты без сопровождения — все передавали с использованием Zoom и видеодокументации, которую потом прикладывали ко всем актам сохранности.
Следующее — презентация проекта «Поколение М» совместно с нашим давнишним партнером, компанией МТС. Это очень интересный образовательный проект, который охватывает огромную школьную подростковую аудиторию по всей стране и призван стимулировать креативность. Это конкурс с темой «космос», напрямую связанной с Кудряшовым. Кудряшов — ученик Малевича и один из основоположников русского космизма.
Музей — это не только яркие выставочные проекты, но и серьезная научная работа. Поэтому 20 мая мы представили общественности и журналистам абсолютно уникальное издание — каталог домонгольской иконописи, хранящейся в Третьяковской галерее, включая такую великую святыню, как икона Владимирской Богоматери. Эта книга — рассказ всего о 15 памятниках. Никогда в мире ни один музей, хранящий произведения иконописи, не предпринимал таких огромных усилий и не исследовал так тщательно, с использованием всех новейших технологий, древние памятники. Это сложнейший стилистический анализ. Мы рассматриваем эту публикацию не просто как очередной том академического издания. С января по май было продано почти тысяча экземпляров этого каталога! Мы, конечно, не ожидали такого огромного внимания, думали, что это издание рассчитано на специалистов. Но оно оказалось крайне востребованным.
21 мая мы открыли выставку Николая Фешина. Это блистательный русский художник, который после революции оказался в Америке. Самое большое собрание его работ хранится в Казани, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Это уже третья для нас выставка из собрания этого музея. В том числе на ней представлены и те картины, которые никогда до этого не привозились в Москву. Это огромные полотна, законченные в 1916 году, — «Бойня» и «Обливание». Имя Фешина хорошо знакомо коллекционерам, и его работы невероятно востребованы на всех современных аукционах. Даже относительно небольшие портреты его кисти достигают уровня цены в три с лишним миллиона долларов. Эта выставка — момент истины для всех настоящих любителей живописи. Ты видишь такую свободную экспрессию, такое четкое фиксирование характеров в портретах, что становится понятно, почему так трудно сравнить этого художника с кем-то другим.
22 мая мы открываем мурал художника Саши Купаляна. Это проект в рамках сотрудничества Московской международной биеннале современного искусства, Третьяковской галереи, Парка Горького, галереи «VS unio» при поддержке Министерства культуры РФ. Одна сторона мурала выходит на набережную реки, на пространство перед нашим зданием на Крымском валу, где летом и в выходные просто не протолкнуться. Это очень интересная концепция. Та сторона, которая обращена к реке, — взгляд из музея на город. А внутренняя поверхность этого мурала совсем другая, она тяготеет к органическим формам, цветам земли, почвы, травы, деревьев. И это прекрасно сочетается с тем пейзажем, который накладывается на впечатление от этой стороны мурала, когда ты сидишь в летнем кафе Третьяковской галереи на Крымском валу под деревьями, с замечательной растительностью, имитирующей лесную лужайку. Все очень естественно и природно. Еще один важный акцент — Саша в мурале активно использует коричневый и рыжий, а у нас во дворе как раз стоят прекрасные скульптуры Игоря Шелковского из стали-кортен.
27 мая мы открываем музыкальный фестиваль VIVARTE, который пройдет в шестой раз. Мы делаем его совместно с Фондом U-Art Иветы и Тамаза Манашеровых. Художественный руководитель фестиваля — Борис Андрианов. Ожидаем интереснейших концертов, тем более что фестиваль 2020 года нам пришлось провести онлайн. Всех, кто придет на первый концерт фестиваля, ожидает увлекательная экскурсия по выставке, которую мы подготовили под юбилейную программу — «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова». Мы ее открываем в июне, но те, кто придет на первый концерт, сможет ее пройти. Эта выставка представляет 20 художественных произведений, купленных Павлом Третьяковым, которые сегодня кажутся неоспоримыми шедеврами и классикой, а в свое время вызвали жесточайшую критику и неприятие, и даже оказывались под запретом цензуры. Что, впрочем, не мешало Третьякову их приобретать, так как он понимал их значение — в свое время эти вещи станут общепризнанными шедеврами. Так и произошло.
22 мая 2021